М.М. Рогожа. К вопросу о методологии прикладной этики

М. М. Рогожа

К вопросу методологии прикладной этики

 

М. М. Рогожа, профессор кафедры истории и документоведения Национального авиационного университета (г. Киев),

доктор философских наук

Социокультурные трансформации последних десятилетий поставили человечество перед новыми проблемами, адекватные решения которых не смогли предложить ни философская теория морали, ни традиционная профессиональная этика. Появление прикладной этики стало своего рода ответом на общественный запрос, на решение проблем этического плана в уязвимых для жизни и деятельности человека сферах.

В прикладной этике, возможно, впервые со времени своего появления, формула Аристотеля отразила реальное состояние дел: исследование в этике проводится не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы поступать добродетельно. Прикладная этика фокусирует внимание на анализе ценностно-нормативного содержания конкретных видов деятельности с их последующей корректировкой и усилением этически значимой составляющей. В связи с этим проблема метода приобретает особое значение.

Т. Бошам излагает стратегии обоснования норм в прикладной этике: нисходящая модель, в рамках которой суждения о ценностно-нормативном содержании деятельности формируются на основе универсальных норм и принципов: универсальные нормы применяются к анализу конкретных ситуаций; восходящая модель, в которой моральные нормы приобретают универсальный характер в ходе анализа пара-дигмальных ситуаций: контекстуальные нормы и ценности, актуальные при принятии решения по конкретному случаю, поднимаются до уровня этических обобщений1.

Т. Бошам усматривает слабые стороны в каждой из этих моделей. Для нисходящей модели проблему представляют сложные случаи, требующие спецификации универсальных норм. В процессе спецификации в расчет принимаются убеждения, ожидания, позволяющие конкретизировать универсальные нормы, в результате чего нивелируется суть нисходящей модели. В восходящей модели оказываются неясными критерии, по которым случай становится «па-радигмальным», а его решение признается прецедентом и основой универсализации. Предвзятость, «культурная слепота», отсутствие критической дистанции от объекта анализа становятся неотъемлемыми спутниками этой модели.

Ученый обращает внимание на методологический прием «рефлексивного равновесия», представленный Дж. Ролзм. Суть его состоит в том, чтобы начинать анализ с наиболее широкого круга моральных суждений о проблеме и вводить предварительную систему норм, отображающих ее решение. Постоянные проверки норм на соответствие, процедуры согласования морального содержания системы норм являются не прерывным процессом рефлексии, а незаконченным продуктом. Однако и в данном приеме Т. Бошам усматривает небезупречность: сложно сформировать доверие граждан к постоянно находящимся в процессе проверки нормам. Однако именно рефлексивное равновесие является надежной основой ценностно-нормативного анализа деятельности и наиболее действенной методологией прикладной этики.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Beauchamp T. The Nature of Applied Ethics // A Companion to Applied Ethics. Cornwell: Blackwell Publishing, 2003. P. 1—16.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная