Э. Н. Киласония. Музыкальный фольклор как средство воспитания детей

Э. Н. Киласония

Музыкальный фольклор как средство воспитания детей

 

Э. Н. Киласония, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат искусствоведения

В настоящее время возрождается интерес к музыкальному фольклору, который всегда был средством духовного воспитания личности. Фольклор — не статичное искусство, а подвижное явление. При каждом новом звучании рождается оригинальный вариант исполнения той или иной песни, наигрыша. Изустность фольклора предполагает его варьированность, импровизационность, что становится важным выразительным средством. Синкретизм фольклора подразумевает органичное соединение музыки (вокальной и инструментальной), поэзии, танца и других видов искусства.

В последние десятилетия большую популярность в Мордовии приобретают фольклорные коллективы, опирающиеся на традиции музыкальной культуры финно-угорских (мордовских) народов. Создаются этноцентры, в которых дети разного возраста занимаются сбором и исследованием песенных и инструментальных образцов. В последние годы одним из основных в Мордовии стал Детский этнокультурный центр при Детской музыкальной школе № 1 г. Саранска, образованный в 2008 г. Руководитель этноцентра тесно сотрудничает с мордовской, татарской и другими диаспорами, официально зарегистрированными на территории г. Саранска.

В этом коллективе занимаются дети разных возрастов, что создает особую творческую обстановку. Музыкальный материал, избранный для интерпретации (фрагменты обрядового фольклора, песни), позволил использовать хоровое и сольное исполнение. В процессе музыкально-драматического воплощения фрагментов обрядового фольклора школьники расширили свои познания в области традиционной музыкальной культуры мордвы и родственных народов, усовершенствовали свой художественно-эстетический вкус, усвоили лучшие образцы искусства.

Таким образом, деятельность этнокультурного центра направлена на объединение детей различных национальностей, при этом фольклор выступает как универсальный язык общения разных этносов, преодолевающий стереотипы сознания и выступающий важным средством воспитания детей.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная