Е. В. Мочалов. Проблемы региона в этнокон-фессиональном и этическом аспекте
E. В. Мочалов
Проблемы региона в этноконфессиональном и этическом аспекте
E. В. Мочалов, заведующий кафедрой философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор
Касаясь темы этнорелигиозной ситуации в Республике Мордовия и Поволжье, следует подчеркнуть ее уникальность. Этнорелигиозный портрет республики и региона в миниатюре отражает портрет всей России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в России проживают приблизительно 180 этносов и этнических групп, в Мордовии и Поволжье — 119. Для региона это особая ситуация. Следует отметить, что, по последним данным Министерства юстиции Республики Мордовия, из 413 религиозных организаций, представляющих 9 конфессий, только за последнее время зарегистрирована 61 (55 представляют Русскую православную церковь, 5 — ислам, 1 — старообрядчество). Спокойная и благоприятная, достаточно комфортная этнорелигиозная и этнокультурная ситуация в Мордовии и Поволжье, безусловно, является следствием продуманной и взвешенной политики. Все, кто постоянно проживает в Мордовии, видит ее проявление в практической деятельности министерств и ведомств республики. В каком еще регионе России можно встретить такое количество национальных праздников, мероприятий, круглых столов, научных форумов, встреч с национальными диаспорами, программ по поддержке молодежи и бизнеса? Важным фактором сохранения стабильности в этнических, религиозных и культурных процессах в республике и регионе является высокий уровень религиозной и нравственной культуры митрополита, священников, имамов.
В последнее время много говорится об экономических успехах республики, росте благосостояния ее граждан, архитектурном преображении городов и сел. Все это соотносимо с отсутствием в республике проявлений религиозной и национальной нетерпимости, религиозного экстремизма. Необходимо осознать, что национальный и религиозный мир каждого региона России способствует миру в стране. Этим нужно дорожить, это следует сохранять и развивать.
Рассматривая проблемы региона в социокультурном, экономическом и религиозном контекстах, следует помнить о том, что человек жив смыслом, идеей, словом, т. е. «хлебом духовным». Это и есть основа человеческого бытия как такового, ибо человек не просто видит, слышит, чувствует и понимает, но еще и разумеет. Мир предстает человеку не только в качестве нужды и потребности для тела, но и как изначальное смысловое обитание, где смысл не дан, а задан. Подлинный смысл, вырастающий из глубины национальной традиции, помогает не только выжить, но и достойно прожить свою жизнь, не разрушив себя, семью, государство и Бога.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная