С. П. Бурланков, И. В. Захватова. Туристский рынок России и перспективы его развития в Мордовии
С. П. БУРЛАНКОВ, И. В. ЗАХВАТОВА
ТУРИСТСКИЙ РЫНОК РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В МОРДОВИИ
БУРЛАНКОВ Степан Петрович, профессор кафедры технического сервиса машин Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор экономических наук.
ЗАХВАТОВА Ирина Валерьевна, аспирант кафедры технического сервиса машин Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: туризм, развитие туризма в мире, России и Мордовии, туристская деятельность, туристское прибытие
Key words: tourism, tourism development in the world, Russia and Mordovia, tourist activity, tourist arrival
В статье дано определение понятия «туризм», анализируется динамика развития международного туризма, характеризуется место России на мировом туристском рынке и перспективы его развития в Мордовии.
The definition of the notion «tourism» is presented. International tourism development dynamics is analysed. The place of Russia in the world tourist market and its development perspectives in Mordovia are characterised.
Современный туризм представляет собой сложное экономическое, социально-культурное, политическое и психологическое явление, имеющее глубокие исторические корни. Понятие «туризм» многозначно. Во-первых, это особый вид путешествий с четко определенными целями, разновидность социально-культурной и досуговой деятельности людей (туристов). Во-вторых, это деятельность по организации, реализации и сопровождению путешествий, осуществляемая различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей1.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туризм — это «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания»2.
Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности, существенным источником финансовых поступлений и роста национальной экономики. Государство, принимая туриста, оказывает ему услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает прибыль от ввоза валюты. Во многих странах мира туризм является фундаментальной основой экономики. Так, доля доходов от туризма в общей сумме доходов от экспорта товаров и услуг в Испании, Австрии и Греции достигает 25—30 %, на Кипре и в Панаме — почти 50 %3. На эту сферу приходится около 10 % мировых инвестиций, каждое 11-е рабочее место в общей мировой занятости, 3,8 % мирового ВВП (с учетом влияния на смежные отрасли национальной экономики 10,6 %). Предполагается, что среднегодовой темп роста агрегированного вклада международного туризма в ВВП будет ежегодно увеличиваться на 4 % вплоть до 2015 г. Согласно разработанной Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) Концепции развития туризма до 2020 г., к указанной дате количество международных туристских прибытий превысит 1,5 млрд чел.4
Специалисты прогнозируют также дальнейшую дифференциацию туристского продукта, который охватит более широкий круг потребителей с разнообразными возможностями и потребностями; концентрацию капитала и создание крупных интернациональных корпораций; сохранение тенденций интеграционных процессов в горизонтальном (системы турагентств, франшизные гостиничные компании и др.) и вертикальном плане (система «оператор — агентство — гостиница — авиационно-транспортное предприятие» и т. п.).
Рисунок доступен в полной PDF-версии журнала.
В 2010 г. мировой туризм восстанавливался после глобального финансового кризиса. Согласно данным ЮНВТО, в 2010 г. международный туристический поток вырос на 7 % по сравнению с 2009 г. и достиг 940 млн чел. Доходы от международного туризма увеличились на 5 % и составили 919 млрд долл. Согласно отчету ЮНВТО, в 2011 г. число международных туристов составляло 996 млн чел. В 2012 г. оно впервые в истории туризма превысило 1 млрд чел.: количество международных прибытий выросло в 2012 г. на 4 % — до 1 035 млн чел.6 При этом рост турпотока наблюдался весь год, но особенно он усилился в IV квартале. Наибольшим спросом у туристов пользовались страны с развивающейся экономикой, которые в этом отношении превзошли «развитые» государства (рост турпотока у первых достиг 4,1 %, а у вторых — 3,6 %). В то же время Европа осталась самой посещаемой территорией в мире: рост тур-потока по сравнению с 2011 г. составил 3 %.
Высокие показатели роста международного туристического потока в 2012 г. говорят о том, что международный туризм может приспосабливаться к изменяющимся условиям рынка и является одним из направлений экономики, которое должно быть поддержано правительствами стран для стимулирования экономического роста.
По данным аналитиков ЮНВТО, в 2013 г. рост международного турпотока продолжился, хотя и замедлил темп с 4 до 3 %. Между 2010 и 2020 гг. международный турпоток будет увеличиваться в среднем в год на 3,8 %7.
Россия, имея большой туристский потенциал, занимает на мировом туристском рынке весьма скромное место. При этом оборот туристских поездок в 2008 г. по сравнению с 2000 г., по данным Платежного баланса Банка России, увеличился более чем в 3 раза8. В России только началось формирование массового туризма. По прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. Россия сможет поставлять на мировой туристский рынок 30 млн путешествий. При ежегодном росте количество туристских прибытий в Россию к этому времени достигнет 47,1 млн, а доля страны составит лишь 2,9 % в мировом балансе туристских перемещений9.
При выборе туристической поездки за границу основными целями для российских туристов являются совмещение отдыха с экскурсией (49 %), только отдых (32 %)10. Большая часть наших сограждан (33 %) готова потратить на отдых не более 500—700 евро на 1 чел. в год11.
На территории Республики Мордовия, как и по стране в целом, туристский бизнес идет в гору. Отмечается ежегодное увеличение спроса на туристские услуги, однако деятельность турагентств направлена преимущественно на выездной туризм, тогда как для сохранения капитала внутри региона необходимо развитие въездного и внутреннего туризма. Продвижение этих видов туризма играет важную роль в решении социально-экономических проблем (увеличение отчислений в республиканский бюджет, привлечение дополнительных инвестиций, повышение культурного уровня граждан, воспитание патриотизма) и, как следствие, улучшении общей привлекательности региона12.
Туристский потенциал республики включает объекты паломничества, религиозного и этнического туризма (древние монастыри, старинные храмы, национально-культурные центры (в Старошайговском и Кочкуровском муниципальных районах)); объекты экологического туризма (государственный заповедник, национальный парк, центр г. Саранска как историко-архитектурная зона, заказники, памятники природы); объекты санаторно-курортной инфраструктуры, созданные на основе использования имеющихся в республике различных лечебных факторов; объекты приключенческого туризма, охоты и рыбной ловли (учебно-научные стационары, лагерь приключений, парк устойчивого развития, охотничьи и рыболовные хозяйства и т. п.); объекты спортивно-оздоровительного, событийного и бизнес-туризма (международные, общероссийские и региональные спортивно-массовые мероприятия, выставки, ярмарки, семинары, конференции, организуемые на базе ООО «Мордовэкспоцентр», и др.); объекты экскурсионного показа (музеи, архитектурные и исторические памятники и др.).
Вышеперечисленное является значительным капиталом, способным при выполнении ряда условий стать фактором устойчивого развития региона, повышения его инвестиционной привлекательности, формирования положительного имиджа и т. п.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Виноградова Т.В., Закорин Н.Д., Тубелис Р.Ю. Технология продаж услуг туристской индустрии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 240 с.
2 Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
3 См.: Баранова А.Ю. Организация предпринимательской деятельности в сфере туризма: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2012. 180 с.
4 См.: Боголюбов В.С. Эффективное развитие туризма (методологические аспекты). СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 196 с.
5 См.: Морозова Н.С., Морозов М.А. Предпринимательство и конкуренция в туризме. М.: РосНОУ, 2010. 136 с.
6 См.: Отчет Всемирной Туристической организации ЮНВТО. URL: http://media.unwto.org/ru/node/38150 (дата обращения: 10.04.2013).
7 Там же.
8 См.: Центральный банк Российской Федерации. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 05.05.2013).
9 См.: Боголюбов В.С. Эффективное развитие туризма ...
10 См.: Организация туризма: учеб. пособие / под общ. ред. Н.И. Ка-бушкина и др. Минск: Нов. знание, 2003. 632 с.
11 См.: Ассоциация туроператоров России. URL: www.atorus.ru (дата обращения: 07.04.2013).
12 Паспорт Республиканской программы «Развитие туризма в Республике Мордовия» на 2009—2011 годы. URL: http://www.mordovia-sport.ru/alldocs/ detail.php?ID=4484 (дата обращения: 05.04.2013).
Поступила 14.06.2013.
REFERENCES
1 Sm.: Vinogradova T.V., Zakorin N.D., Tubelis R.Ju. Tehnologija prodazh uslug turistskoj industrii: ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M.:
Akademija, 2010. 240 s.
2 Federal'nyj zakon «Ob osnovah turistskoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii» ot 24 nojabrja 1996 g. № 132-FZ // Sprav.-prav. sistema «Konsul'tantPljus».
3 Sm.: Baranova A.Ju. Organizacija predprinimatel'skoj dejatel'nosti v sfere turizma: ucheb. posobie. M.: Infra-M, 2012. 180 s.
4 Sm.: Bogoljubov V.S. Jeffektivnoe razvitie turizma (metodologicheskie aspekty). SPb.: SPbGIJeU, 2010. 196 s.
5 Sm.: Morozova N.S., Morozov M.A. Predprinimatel'stvo i konkurencija
v turizme. M.: RosNOU, 2010. 136 s.
6 Sm.: Otchet Vsemirnoj Turisticheskoj organizacii JuNVTO. URL: http:// media.unwto.org/ru/node/38150 (data obrashhenija: 10.04.2013).
7 Tam zhe.
8 Sm.: Central'nyj bank Rossijskoj Federacii. URL: www.cbr.ru (data obrashhenija: 05.05.2013).
9 Sm.: Bogoljubov V.S. Jeffektivnoe razvitie turizma ...
10 Sm.: Organizacija turizma: ucheb. posobie / pod obshh. red. N.I. Kabushkina i dr. Minsk: Nov. znanie, 2003. 632 s.
11 Sm.: Associacija turoperatorov Rossii. URL: www.atorus.ru (data obrashhenija: 07.04.2013).
12 Pasport Respublikanskoj programmy «Razvitie turizma v Respublike Mordovija» na 2009—2011 gody. URL: http://www.mordovia-sport.ru/alldocs/ detail.php?ID=4484 (data obrashhenija: 05.04.2013).
S. P. Burlankov, I. V. Zakhvatova. Tourist Market in Russia and its Development Perspectives in Mordovia
In many countries tourism is the most profitable type of economic activity and a substantial source of income from export and national economics growth. For the last ten years international tourism has been developing rather rapidly. According to the Conception for Tourism Development till 2020 developed by World Tourism Organisation (UNWTO) by the mentioned date the number of international tourist arrivals will exceed 1.5 mlrd. people.
In Russia the formation of mass tourism has yet started and according to UNWTO prognosis by 2020 Russia can supply 30 mln. travels to the world tourist market. The number of tourist arrivals to Russia will reach 47.1 mln, and the share of the country will make 2.9 % in the world balance of tourists travels. In the present stage the share of Russia in the world tourist market is small as the main purpose while choosing a trip abroad is the rest. This tendency is connected with the low level of the population in Russia solvency.
In the territory of the Republic of Mordovia as in the whole country tourist business is on the serious rise. Increase in annual demand for tourist services exists. At the same time travel agencies activity is aimed preferably at international tourism but to keep the capital in the region it is necessary to develop both international and internal tourism. Promotion of these types of tourism play an important role in the solution of such important problems as increase in payments to the republican budget, attraction of additional investment, the population cultural level increase, patriotism breeding and as a result improvement of the general attractiveness of the region.
BURLANKOV Stepan P., professor of Chair of Machines Technical Service of Mordovia National Research State University, doctor of economic sciences.
ZAKHVATOVA Irina V., post-graduate of Chair of Machines Technical Service of Mordovia National Research State University.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная