А. А. Сычев. Философско-методологические основания интегративного подхода
А. А. Сычев
Философско-методологические основания интегративного подхода1
А. А. Сычев, профессор кафедры философии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук
Представление о целостности мира — фоновая интуиция человека, сформированная задолго до попыток рациональной интерпретации действительности. Эмансипируясь от философии, наука постепенно отказывалась от наиболее общих онтологических рассуждений и сконцентрировала внимание на анализе отдельных секторов, срезов и проявлений бытия: законов развития материального мира, способов лечения, методик обучения и т. д.
Одной из предпосылок кризиса классической науки стало осознание того, что механистическое описание каждого элемента мира в изоляции от других элементов не позволяет объяснить ряд процессов, происходящих в мире и сам мир в целом. В результате неклассическая наука начала рассматривать вещи в их многообразных связях друг с другом и признала необходимость учитывать положение субъекта познания при интерпретации результатов исследований. На постнеклассическом этапе развития науки стремление к целостности становится сущностным, конституирующим свойством. Методологической основой такого анализа стал интегративный подход, в фокусе рассмотрения которого находятся способы возникновения новой целостности из разобщенных и разнородных элементов, а также пути повышения уровня упорядоченности и организованности уже существующих систем. В рамках этого подхода интеграция понимается как процесс выстраивания сущностных связей между различными элементами, ориентированных на целостность как на результат.
Между частями целого существует не простая сумматив-ная зависимость, а система разнородных связей: горизонтальных, вертикальных, структурных, генетических, функциональных, каузальных и следственных. В этом случае любой объект может рассматриваться как часть и как целое, т. е. с точки зрения его положения в системе, элементом которой он является, и с точки зрения его внутренней структуры.
Онтологической основой интегративного подхода выступает принцип холизма, гласящий, что целое всегда есть нечто большее, чем механическая сумма его частей. На каждом новом уровне интеграции проявляется нечто качественно новое, возникшее в результате соединения разрозненных некогда частей и отнюдь не выводимое из их первоначальных свойств. Гносеологической основой интегративного подхода служит ориентация на согласованность как на критерий истинности. Это предполагает создание такой интерпретационной модели, которая могла бы обеспечить взаимную согласованность всех имеющихся данных.
С процессуальной точки зрения интеграция проходит в несколько этапов. Первоначально формируются связи между элементами, затем упраздняются границы между ними. Далее происходит их частичное взаимопроникновение. После этого элементы теряют старые (индивидуальные) свойства, сближаются, а возникшее целое приобретает новые качества.
Интегративная направленность современной науки проявляет себя в ряде конкретных, тесно связанных процессов. В первую очередь сама наука активнее внедряется в технику, производство, образование. Внутри науки стираются дисциплинарные границы, и с учетом картин мира формируется целостная научная картина мира. Происходит взаимопроникновение элементов различных наук — понятий, теорий, методов и т. д. В ряде передовых областей науки наблюдается взаимное сближение естественно-научного и гуманитарного знаний. В этом контексте предполагается, что интегративные исследования обладают рядом общих характеристик: прикладной направленностью, проблемной ориентированностью, междисциплинарностью, необходимостью учета гуманитарных и экологических последствий применения новых знаний и т. д.
Так как всякая сложная проблема имеет множество уровней проявления, самым плодотворным путем ее изучения является сотрудничество представителей разных наук. В ходе такого сотрудничества расширяются и формируются новые границы традиционных дисциплин. Как правило, оригинальные теории возникают не в «ядре» научно-исследовательской программы, а на «периферии» дисциплинарного знания, на междисциплинарных границах науки.
В этом аспекте особо значимо взаимное движение социально-гуманитарных и естественно-технических наук друг к другу. Интегративный подход ориентирован на достижение баланса между науками, когда уровень гуманитарного развития общества соответствует его техническим возможностям, а технологии ориентированы на расширение творческих возможностей человека.
Интегративный подход связан с гуманитаризацией науки, поскольку высшей формой целостности является человек как сложное социобиологическое существо, а его комплексное изучение представляет собой основу для решения глобальных проблем. Именно благо и качество жизни человека являются целью любой науки независимо от ее положения в классификации знания.
В рамках интегративного подхода современная наука возвращается к целостному и всестороннему восприятию мира, которое было характерно для философии в первый, наиболее ранний, период ее развития. Однако это возвращение проходит на качественно новом уровне. В процессе своего развития наука совершила полный герменевтический круг: изучив видимые проявления Космоса, философия сформулировала понятие бытия как единого. Далее наука углубила понимание его частей. Сегодня, обладая знанием о диалектике целого и части, мы имеем возможность переформулировать свои представления о мире, т. е. сконструировать мировоззрение, адекватное качественно новому состоянию человечества.
Очевидно, что для успешной выработки нового мировоззрения наука должна изучаться как составная часть социокультурного целого, а интеграция в сфере науки должна рассматриваться в контексте объединительных процессов во всех сферах жизни общества. В их числе следует назвать межэтническую консолидацию, диалог культур, международное сотрудничество и т. д. Важной задачей философии науки при этом становится теоретическое обоснование и методологическое обеспечение этих и подобных им интеграционных процессов.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Выступление подготовлено при поддержке РГНФ и Правительства Республики Мордовия (грант № 12-13-13002).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная