Е. В. Герасимова. Творчество Л. П. Кирюкова в педагогической практике учебных заведений Мордовии

Е. В. Герасимова

Творчество Л. П. Кирюкова в педагогической практике учебных заведений Мордовии

 

Е. В. Герасимова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Л. П. Кирюков — первый национальный композитор, собиратель и исследователь мордовского фольклора, хоровой дирижер, педагог, музыкальный общественный деятель. С его именем связано зарождение и становление профессиональных музыкальных традиций, мордовской композиторской школы, музыкального образования, исполнительства и просветительства. Образцы его театральной, камерно-инструментальной, вокальной и хоровой музыки, введенные в образовательный процесс, педагогически целесообразны. Особенно важны они в музыкально-эстетическом, нравственном воспитании молодежи, ее приобщении к истории и культуре мордовского народа.

Музыка Л. П. Кирюкова вводит слушателей и исполнителей в мир народного музыкального творчества, сольного и ансамблево-хорового исполнительства, народных игр, плясок и театрализаций, обрядов и праздников. Ярко и гармонично произведения композитора воспринимаются в контексте современного поликультурного пространства России и зарубежья и способствуют выявлению диалоговых связей финно-угорских, славянских и тюркских этносов, воспитанию уважительного отношения к искусству других народов.

Введению творчества Л. П. Кирюкова в концертно-ис-полнительную и художественно-педагогическую практику способствовало издание его записей, обработок и аранжировок народных песен, а также авторских сочинений в нотных собраниях 30—60-х гг. XX в. («Мокш-эрзянь морот», «Мокша-мордовские песни» и др.). На рубеже XX—XXI вв. изданы сборники «Хоровые произведения», клавир музыкальной драмы «Литова», цикл «Одиннадцать фортепианных миниатюр», ряд учебно-методических пособий, содержащих избранные произведения композитора1.

Расширению научной и методической базы музыкального образования способствовали появившиеся в советское время грампластинки и фонозаписи музыки Л. П. Кирюкова. Большую роль в пропаганде творчества композитора играют мордовская музыкальная фольклористика и музыковедение, творческие коллективы, певцы и музыканты-инструменталисты, художественная самодеятельность. Творчество композитора составляет содержательную часть национально ориентированного обучения в образовательных учреждениях Мордовии всех типов.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Одинокова Т.И. Мордовский музыкальный фольклор в школе. Саранск, 2004. 424 с.; Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов: учеб. материалы для студентов пед. факультета / сост. И.С. Кобозева. Саранск, 1990. Ч. II. 57 е.; Гулая Т.Н., Исаева С.А. Полифонические произведения композиторов Мордовии: педагогический репертуар. Саранск, 2007. 43 с.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная