Э. В. Чекмарев. Роль молодежи в модернизации политической системы региона

Э. В. ЧЕКМАРЕВ

РОЛЬ МОЛОДЕЖИ В МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

ЧЕКМАРЕВ Эдуард Владимирович, доцент кафедры политических наук Саратовского государственного университета, кандидат политических наук

Ключевые слова: модернизация; региональные органы власти; политическое участие; молодежь

Key words: modernization; regional power bodies; political participation; young people

На протяжении всей истории мировой цивилизации молодежь продемонстрировала свою решающую роль в модернизационных процессах. Не является исключением и переживаемая трансформация современной России и ее регионов. Но в отличие от прежних модернистских скачков современная молодежь демонстрирует свою роль не в идеологическом или военном, а в политическом, организационном и образовательном аспектах.

Такой вывод вытекает, на наш взгляд, из реалий, характеризующих молодежь в ее количественном и качественном планах. К моменту радикальных преобразований в стране (80—90-х гг. ХХ в.) молодежь насчитывала 67,5 млн чел., или 43 % трудоспособного населения страны1. Молодые люди того времени воспитывались в уважении к труду и знали ему цену. В промышленности, строительстве, АПК и на транспорте до 1/3 работающих составляла молодежь. В торговле и сфере обслуживания молодые люди составляли более 40 %2. Высокий трудовой статус молодежи с началом перестройки перестал соответствовать политическому представительству этой категории населения. Это подтвердили выборы I съезда народных депутатов СССР, когда в высшем представительном органе оказались 187 молодых людей, 133 из них были членами ВЛКСМ. Следовательно, в общем составе депутатов молодежь составила лишь 8,3 %3. При этом следует учитывать существовавшую фиксированную квоту в 75 народных депутатов от ВЛКСМ. Что касается Российской Федерации, то доля народных депутатов от ВЛКСМ здесь составила всего 0,5 % от общего числа избранников4. Геронтологизация власти и высокий удельный вес молодежи в народном хозяйстве стали серьезной проблемой, обусловившей в дальнейшем политическую самоорганизацию молодых. Нарастание недоверия к существующей системе способствовало утверждению новых ценностей.

Исследования ценностных ориентаций 1990 г. уже зафиксировали трансформацию политических предпочтений. Повторное исследование, проведенное в 1994 г., показало, что, несмотря на потрясения 1991—1993 гг., существенным аспектом модернизации ценностей является рационализация жизнедеятельности. На 8—10 % более значимыми стали свобода, независимость, инициативность5. Признание модернизационных ценностей предопределило позитивную роль молодежи в политической жизни страны и регионов. С 1995 по 2006 г. молодое поколение продемонстрировало наименьшую протестную активность по сравнению с более старшим поколением6.

Позитивная роль молодежного социума в постперестроечный период состояла прежде всего в формировании властных структур разного уровня. Так, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ четвертого созыва 7 декабря 2003 г. на территории Саратовской области приняли участие 27 2021 избирателя, чей возраст не превышал 30 лет (из них 27 937 — впервые голосующие), что составило 13,7 % от общего числа избирателей в Саратовской области и 22,2 % от числа проголосовавших. В выборах Президента РФ 14 марта 2004 г. приняли участие 59,62 %. Впервые голосующих оказалось 81,8 %7. Через четыре года новое поколение молодых людей, которым в 2004 г. было 14 лет, подтвердило выбор своих предшественников.

Электоральный цикл 2007—2008 гг. в новых условиях выявил перспективы и противоречия политической активности молодежи людей в становлении гражданского общества. Вокруг молодежного социума развернулась крупномасштабная борьба за влияние на него со стороны власти и политических партий. Однако роль молодежи в политическом процессе оказалась недостаточно осознанной политическими силами страны. Роль — это разновидность (часть) политической деятельности, свидетельствующая о том, что индивид может быть избирателем, активистом партии, членом парламента и т. д. При этом каждая политическая роль имеет свою функциональную нагрузку, предполагающую соответствующие возможности и обязательства (ответственность) личности перед государством (партией, обществом)8.

Полагаем, что такое понимание роли отражает стабильность и длительное функционирование политической сис-темы. В условиях России понятие роли, на наш взгляд, следует трактовать не только по фактам функционального автономного действия индивида, но и по ряду мер, осуществляемых молодежью в силу принадлежности к определенной корпоративной структуре (школа, вуз) и на основе мобилизационного поведения под влиянием федеральных, областных или муниципальных мероприятий. Эта специфика проявления роли молодых людей в преобразовательных процессах подтверждается пониманием собственной значимости молодежи.

На выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Саратовской областной Думы 2 декабря 2007 г. был зарегистрирован 480 771 чел. в возрасте от 18 до 30 лет, из них проголосовали 265 520 чел., или 55,23 %. При этом впервые голосующие проявили гораздо более высокую активность: были включены в списки 35 482 чел., а проголосовали 24 899 чел., что составило 70,17 %. По г. Саратову самый высокий процент впервые голосующих продемонстрировали центральные районы: Волжский, Кировский, Октябрьский и Фрунзенский. Значительно ниже показатели по Заводскому и Ленинскому районам. Общий показатель голосовавших жителей г. Саратова в возрасте от 18 до 30 лет еще ниже. Например, по Заводскому и Фрунзенскому районам он составил 29,8 %.

Электоральная активность молодежи в МО Саратовской области оказалась весьма разнообразной. Если в Марксов-ском районе среди впервые голосующих зафиксировано 100 % исполнивших свой гражданский долг, то в ЗАТО «Михайловский» — 40 %, в Ртищевском, Дергачевском, Пугачевском районах — более 40 %, а в Аркадакском, Аткарском, Базарно-Карабулакском — более 90 %. Общее число участия сельского молодежного электората в возрасте от 18 до 30 лет не опускалось ниже 40 %. Самый низкий показатель оказался по по Саратовскому району — 43,2 %, наиболее высокий по Аркадакскому району — 97,19 %9. Несколько иная картина электоральной активности молодежи Саратовской области складывалась при выборах Президента РФ 2008 г. Из впервые голосовавших отдали свои голоса в пользу главы государства 78,3 %. Общее число проголосовавших в возрасте от 18 до 30 лет составило 74,24 %10. Таким образом, активность молодежи Саратовской области на выборах Президента РФ была выше, чем на выборах депутатов Государственной Думы. Примечательно, что электоральная устойчивость характерна не только для районов с небольшой численностью молодежи, но и для тех, где ее значительно больше. Такими являются Балаковский, Балашовский, Вольский, Марксовский, Пугачевский и Саратовский районы. Например, в Балаковском районе молодежная электоральная активность возросла с 52,9 до 77,34 %, Балашовском — с 60,11 до 69,19 %, Вольском — с 77,13 до 87,44 %11.

Оживление молодежной общественно-политической активности в регионе способствовало прохождению молодых людей во властные структуры. Среди их представителей находятся в основном «восьмидесятники», т. е. рожденные в 80-х гг. ХХ в.

Примечательно, что сами молодые депутаты признают необходимость привлечения молодых людей в политику через массовые молодежные организации и политические партии.

Степень политического участия Саратовской молодежи во многом определяется ценностями и потребностями молодых людей. Исследование, проведенное Саратовским межрегиональным институтом общественных наук, показало, что молодежь ориентирована на демократические ценности (73,5 %). Из них наиболее значимыми являются равенство всех перед законом (43 %), ответственность (39,5 %), независимый и справедливый суд (39,5 %), личная инициатива (26,5 %)12. Наметился поворот в соединении личных и общественных интересов. Особую значимость в этом отношении приобретает тяга молодых людей к благотворительности. Так, среди опрошенных юношей и девушек почти 43 % участвуют в благотворительности, чтобы помочь людям, 17 % — из жалости и сочувствия, 11 % — из желания нести людям радость13. Как показывает опыт ряда демократических стран, для многих молодых людей путь в большую политику начинался именно с благотворительной и волонтерской деятельности.

Политический интерес молодежи в значительной степени предопределил возрастание ее роли в создании гражданского общества. Развитие структуры молодежных организаций позволило молодежи области сформировать свои представительские структуры: Молодежный парламент, круглый стол молодежных и детских общественных организаций Саратовской области, Молодежный общественный Совет и Молодежное общественное собрание.

Активность саратовской молодежи, качество ее организации получили высокую оценку со стороны властных структур федерального уровня и политических лидеров. Саратовская область начинает приобретать статус официальной площадки по объединению молодежи для решения задач модернизации страны. В ноябре 2008 г. в г. Саратове с участием С. Б. Миронова была создана «площадка» информационного обмена молодых парламентариев, а в декабре в областном центре прошло собрание молодых парламентариев ПФО, среди которых были депутаты государственной Думы РФ; депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, входящих в ПФО; члены молодежных парламентов; «молодогвардейцы» и студенты. Проведение этого мероприятия курировали Председатель Саратовской областной Думы, депутат Государственной Думы, председатель политического совета «Молодой гвардии», депутат законодательного собрания Челябинской области, а также гости из таких городов, как Ульяновск, Самара, Сызрань и Арзамас. В ходе мероприятия было создано региональное отделение «Молодежное федеральное собрание».

Таким образом, складывается благоприятная обстановка для взаимодействия молодых депутатов с федеральными, областными и муниципальными органами власти. Наименьшее значение имеет установка на рекрутирование молодых кадров в политику. Молодежное федеральное собрание будет отбирать и обучать ярких, талантливых и харизматических молодых политиков.

О большом потенциале саратовских молодых политиков свидетельствуют выборы в органы местного самоуправления, которые прошли в Саратовской области в октябре 2008 г., в результате которых депутатами стали 392 молодых кандидата, после чего выборы получили название «Молодежная октябрьская революция». Эти факты свидетельствуют не только об институциональном оформлении взаимосвязи молодежных региональных организаций с политической властью, но и переход в новое качество теоретико-организационного творчества молодых людей.

Таким образом, коллективные формы работы с молодежью в Саратовской области динамично развиваются, приобретают новое качество, формируют плеяду ярких, неординарных лидеров. К сожалению, как и в других регионах, молодежные лидеры рекрутируются преимущественно из студенческой, а не из рабочей, инженерной или культурной среды. Мы полагаем, что в молодежном парламенте должны быть представлены различные слои молодежи.

Трудно переоценить значимость корпоративных влияний на повышение роли молодежи. Среди огромного числа мероприятий, проводимых вузами, школами, особое значение имела организаторская деятельность Министерства по делам молодежи, спорту и туризму, а в последующем Министерства образования области. Так, в 2006 г. силами последнего были проведены областной конкурс на соискание премии им. П. А. Столыпина, в котором приняли участие более 150 молодых людей; конкурсы «Студенческая наука», «Студенческая весна», «Областной турнир КВН» и др. Более 50 тыс. молодых людей участвовали в фестивале «Студенческая весна». Несколько лет подряд саратовские студенты завоевывают первое место во Всероссийских фестивалях «Российская студенческая весна».

Повышению роли молодежи в становлении гражданского общества в немалой степени способствовали члены областной избирательной комиссии. Ими была разработана программа правового просвещения избирателей. С 1997 г. проводятся конкурсы на лучшую работу по вопросам избирательного права и процесса. В 2000, 2001 и 2005 гг. лауреатами конкурса становились студенты Саратовской государственной академии права и Саратовского государственного университета. С 2005 г. в конкурс стали вовлекаться и учащиеся школ, лицеев.

Таким образом, роль молодежи в модернизации политической жизни страны и региона обозначилась на нескольких уровнях: включение в различные мероприятия и проекты федеральной и региональной значимости, а также корпоративная, командная и личностная активность. Хотя

включенность молодых людей в модернизацию политической жизни страны и региона носит ярко выраженный мобилизационный характер, однако активная часть молодежи смогла самореализоваться и способствовала становлению новых политических отношений.

Молодежь смогла реализовать одну из основных функций преемственности опыта предыдущих поколений и усвоения трансформации ценностей и адаптации к новым условиям. Опираясь на современные элементы политической системы, молодежь пытается реализовать имеющийся потенциал в органах власти, образовании, труде, творчестве. Она имеет своих представителей в органах власти, делегирует решение своих проблем представителям политических партий. Конечно, делегирование во власть молодых людей нуждается в поддержке. Полагаем, что было бы целесообразно использовать опыт квотирования мест для молодежи во властных структурах местного и федерального уровней. На федеральном и местном уровнях необходимо преодолеть недоверие к молодому поколению. Например, в 30-е гг. ХХ в. 10 тыс. комсомольцев Саратовской области являлись членами избирательных комиссий; 1 500 членов ВЛКСМ были избраны депутатами местных советов. В 1939 г. более 50 комсомольцев возглавляли сельские советы области14.

В современных условиях из 4 006 депутатов представительных органов местного самоуправления Саратовской области только 17 на момент избрания (2006 г.) являлись молодыми людьми, а в 2008 г. их численность сократилась до 8 чел. в силу превышения возраста 30 лет15. Тот факт, что многие молодые люди, работающие в исполнительных органах власти, успешно справляются со своими обязанностями, являются ответственными и компетентными, позволяет утверждать, что в Саратовской области необходимо переходить к политике омоложения кадров.

Таким образом, роль молодежи в условиях модернизации современной России является неадекватной начатым преобразованиям, особенно в политической сфере. Поскольку политика — это искусство управления, то следует признать, что политическая система страны еще не овладела искусством вовлечения молодых людей в преобразовательный процесс модернизации. Наиболее адекватно политика отражает потребности молодежи на низовом уровне. Она более представлена в исполнительной власти, а условия модернизации диктуют повышение роли молодых людей в творческих аспектах политического процесса.

Поколение молодых людей, достигшее совершеннолетия к моменту принятия Конституции 1993 г., несет ответственность за все плюсы и минусы модернизации 90-х гг. ХХ в. Не надо забывать, что это поколение воспитывалось в достаточно стабильной атмосфере, но принимало решения в условиях радикальных изменений. Ныне совершеннолетними стали люди, родившиеся на пике потрясений 90-х гг., но знают о энтузиастах недалекого прошлого по книгам и рассказам очевидцев (хотя большая часть не имеет о них никакого представления). Новые условия способствуют повышению уровня политического сознания и участия в политической жизни. Образно выражаясь, прежнее поколение молодых людей соорудило лестницу вхождения в политику, но не сумело обеспечить ее перилами. Новое поколение сознательно стремится выработать механизмы, с помощью которых созидательная роль молодежи получит свое воплощение. Современные исследования показывают, что несмотря на различные мотивы, всех участников политического процесса объединяет «стремление стать реальными политическими акторами, способными влиять на принятие государственных решений»16.

Весьма показательно, что модернизационные процессы в России сузили сферу инфантилизма в среде молодежи, обусловили снижение возраста молодых людей, вступающих в социально-экономические отношения. Высокий уровень мобильности, здоровье, ранняя трудовая деятельность молодежи позволяют утверждать, что именно молодые люди должны стать политическим ресурсом модернизации и поиска адекватных ответов на процессы глобализации. Чтобы молодежь выполняла миссию ресурса модернизации в условиях глобализации, необходимо, на наш взгляд, на государственном и региональном уровнях решить задачи правовой защиты молодежи, ее духовно-нравственного воспитания, создания условий для приобретения опыта и продуктивного сотрудничества со сверстниками из других регионов и стран.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Воспитание рабочей молодежи: опыт, проблемы, пути. Пермь, 1989. С. 3.

2 Там же.

3  См.: Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая — 9 июня 1989 года. Стенографический отчет. Т. I. М., 1989. С. 44.

4  См.: Григорьевых Ю.С. К вопросу об участии рабочей молодежи в общественно-политической работе // Воспитание рабочей молодежи ...

5 См.: Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социол. ислед. 1994. ¹ 5. С. 3—8.

6 См.: Независимый институт социальной политики. URL: www.socpol.ru/ archives/about.html (дата обращения: 12.12.2008).

7  См.: Текущий архив Избирательной комиссии Саратовской области: данные от 25 марта 2008 г.

8  См.: Алмонд Г. Гражданская культура и стабильность демократии. М., 2004. С. 24.

9 См.: Текущий архив Избирательной комиссии …

10 Там же.

11 Там же.

12  См.: Молодежь в политических процессах современной России (региональный аспект). Саратов, 2007. С. 41. URL: http://mion.sgu.ru/show. jsp?target=fenomenologiya (дата обращения: 12.02.2008).

13  См.: Чернышкина Н. Спешите благо творить? // Семья. 2008. 5 июня.

14  См.: Очерки истории Саратовского Поволжья. 1917—1941. Саратов: Изд-во СГУ, 2006. С. 280.

15 См.: Текущий архив Избирательной комиссии …

16 Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе. М.: Изд-во совр. гуманит. ун-та, 2006. С. 62.

Поступила 31.03.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная