А. Н. Щукин. Факторы формирования и развития интеграционных связей и отношений в мясном подкомплексе региона
А. Н. ЩУКИН
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В МЯСНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ РЕГИОНА
ЩУКИН Александр Николаевич, аспирант кафедры экономики, кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института.
Ключевые слова: связь; отношение; интеграция; факторы; мотивы; мясной подкомплекс; государственное регулирование
Key words: link; relation; integration; factors; causes; meat under-complex; state regulation
Переход экономики страны к рыночным отношениям обусловил необходимость проведения реформ в реальном секторе экономики. Не стало исключением и сельское хозяйство. Негативные последствия реформ затронули его в первую очередь. Среди тех, кто оказался неготовым к работе в рыночных условиях, стали предприятия мясного подкомплекса.
Проведение реформ нарушило хозяйственные связи между субъектами мясного подкомплекса, многие предприятия сменили форму хозяйствования, обанкротились, некоторые были поглощены более сильными участниками рынка. Итогом «реформирования» стало плачевное состояние мясного подкомплекса страны. Перерабатывающие предприятия переориентировали свою сырьевую политику на импортное сырье, в изобилии хлынувшее в страну. Сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены были отказываться от поставок своей продукции переработчикам по причине низких закупочных цен и искать другие пути сбыта (розничная торговля, сеть фирменных магазинов).
Одной из причин кризиса в мясном подкомплексе явилось ухудшение экономических связей между его отраслями. Это выразилось в сокращении видов, объемов и интенсивности межотраслевых материальных потоков, услуг и финансов. Это привело к огромным экономическим потерям за счет недоиспользования мощностей по переработке мяса, утрате вторичных и сопряженных продуктов из-за некомплексной переработки сырья, сокращения рабочих мест и других факторов экономического и социального характера. Негативную роль сыграли и факторы, лежащие внутри мясного подкомплекса. Это стало следствием поспешной и неправильно проведенной реорганизации колхозов и совхозов, приватизации перерабатывающих и обслуживающих предприятий и организаций, увеличившейся неэквивалентности межотраслевого обмена, стереотипов мышления сельского населения и др.
В дореформенный период практически в каждом регионе имелось замкнутое производство мясных продуктов и колбасных изделий. Сырьевую основу переработчиков региона составляли предприятия сельского хозяйства региона, а продукция реализовывалась через систему предприятий государственной торговли (потребсоюзов). С распадом экономических связей нарушилась отработанная схема производства переработки и реализации.
Для обеспечения себя качественным сырьем по приемлемым ценам региональные переработчики приобретают сельскохозяйственные предприятия, проводят их модернизацию и используют как сырьевую базу для своего производства, тем самым выступая в роли интеграторов. Интеграторами также выступают и крепкие сельхозтоваропроизводители, включающие в свою структуру цеха по переработке сырья и торговые предприятия по его реализации. Также широкое распространение получило и объединение на договорной основе в интегрированные формирования. Такое объединение предприятий в рамках единой интегрированной структуры позволило возродить хозяйственные связи между субъектами мясного подкомплекса Мордовии и сформировать новые интеграционные связи. Функционирование таких предприятий дало возможность не только обеспечить мясной продукцией население региона, но и выйти на межрегиональный рынок.
Современный этап развития региональных мясных подкомплексов АПК страны характеризуется развитием межотраслевых интеграционных связей как фактора повышения эффективности продовольственного рынка. Оно осуществляется на принципиально новой основе в условиях развития разнообразных форм собственности и хозяйствования, когда конечные результаты деятельности субъектов рынка зависят от функционирования множества промежуточных звеньев. Без понимания сущности взаимосвязей, складывающихся в новых условиях, выявления факторов, влияющих на их формирование и развитие, невозможно исследовать проблемы развития регионального мясного подкомплекса. Выбор эффективных механизмов интеграционных связей, форм вертикальной и горизонтальной интеграции, а также факторов, влияющих на этот выбор, становится практической задачей, решение которой должно иметь теоретическую и методическую основу.
Формирование научно обоснованных интеграционных связей стало многоплановой проблемой эффективного развития регионального мясного подкомплекса. Экономическая теория выделяет сущностные стороны взаимосвязанных понятий — связь и отношение, соотнося их с реалиями сложных процессов производства, осуществляемого в различные периоды развития общества. Связь и отношение по сути являются тождественными. Тем не менее, есть отличия, характеризующие их как соотношение общего и частного. Мы считаем интеграционные связи более широким понятием, охватывающим разнообразные виды деятельности в сфере реальной экономики. Они предшествуют созданию интеграционных отношений и являются их основой в интегрированном предприятии.
Современный этап развития интеграции в мясном подкомплексе характеризуется поиском различных организационно-правовых форм интеграционных связей и отношений, обеспечивающих преодоление сложившейся кризисной ситуации и переход к эффективному производству в соответствии с конъюнктурой рынка. Развитие интеграционных связей и отношений в региональном мясном подкомплексе формируется с учетом уровня развития производительных сил и производственных отношений в регионе.
Практика показала, что результативность модернизации интеграционных связей и отношений во многом определяется степенью обоснованности осуществляемых изменений в уровне и характере расчленения (специализации) труда и структурных звеньев общественного производства, а также сохранением специфических особенностей сложившихся его форм, обеспечивающих реализацию преимуществ интеграции производства. В результате этого предопределяется целесообразность осуществления крупномасштабного, среднего или мелкого реформирования ранее сложившихся интеграционных связей и отношений. Это дает основание сделать вывод о том, что, создавая интегрированные структуры в региональном мясном подкомплексе, формируя интеграционные связи и отношения, важно принимать решения с учетом действия объективных экономических законов, с соблюдением условий и принципов их формирования.
Изучение теории и практики развития интеграционных связей показало, что для повышения их эффективности необходимо их постоянное совершенствование в соответствии с изменениями уровней развития производительных сил и производственных отношений как внутри интегрированного предприятия, так и с внешней средой. Обязательным условием является формирование организационно-экономического и финансового механизмов интеграционных связей, которые могли бы гибко реагировать на происходящие изменения.
Организационно-экономический механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимопополняемых норм, нормативов, методов и правил, регулирующих процесс организации и функционирования интеграционных структур, а также их взаимодействие как с непосредственными участниками, так и субъектами внешних инфраструктур, включая различные интегрированные формирования иных отраслей экономики, по поводу производства, распределения и потребления результатов совместной деятельности.
Финансовый механизм — это совокупность взаимосвязанных норм и нормативов, методов и правил, регулирующих взаимоотношения с финансовыми органами внешней инфраструктуры (налоговые, бюджетные, кредитные и иные структуры) и взаимодействия участников кооперативной или интегрированной структуры по вопросам формирования и исполнения соответствующих бюджетов, включая их консолидацию. На практике при образовании интегрированного формирования создается либо управляющая компания, либо стратегический центр, который решает вопросы финансирования, бюджетирования, консолидации и распределения материальных ресурсов в зависимости от потребностей субъектов интеграции и стратегии интегрированного формирования.
Формирование организационных аспектов в процессе образования интегрированных структур заключается в выборе организационно-правовой формы хозяйствования, разработке устава и различных внутренних положений по управлению интегрированной структурой как в целом, так и каждым из их субъектов в отдельности.
При формировании и использовании организационно-экономического и финансового механизмов интеграционных связей и отношений важным является полный и точный учет направлений влияния ряда внешних и внутренних факторов и условий как на характер интеграционных связей и отношений, так и на конечные результаты их осуществления.
Внешние факторы, обусловленные внешней средой, являются, с одной стороны, источниками пополнения ресурсов и формирования бюджетов интегрированных структур и их субъектов хозяйствования, с другой — формируют основу рыночной инфраструктуры и конкретных потребителей, результаты их деятельности.
Для более полного учета возможных последствий влияния внешних факторов, формирования и применения организационно-экономического и финансового механизмов интеграционных отношений их целесообразно подразделить на факторы макро- и микроуровневого характера. Влияние первых проявляется в результате действия объективных законов воспроизводственного процесса, вторых — в процессе непосредственного и постоянного взаимодействия интегрированных структур с составляющими внешней среды. При этом формирование и использование организационно-экономического и финансового механизмов интеграционных отношений не только зависят от внешних факторов микроструктур (отношения с покупателями, поставщиками, государственными органами, конкурентами, рынком труда и т. п.), но и активно влияют на содержание и характер этих взаимоотношений, обеспечивая увеличение объемов и повышение эффективности производства.
Факторы внутренней среды, зачастую являясь производными от факторов внешней среды, складываются исходя из внутреннего состояния интегрированной структуры и оказывают непосредственное и постоянное воздействие на формирование и использование организационно-экономического, финансового механизмов интегрированной структуры и на конечные результаты их функционирования.
Факторы макросреды, как и природные, создают общие условия формирования и использования организационно-экономического и финансового механизмов интегрированных связей. Они не имеют специфических особенностей при формировании и функционировании интегрированных структур различных организационно-правовых форм и видов деятельности, а воздействуют на них в одинаковом направлении. Однако степень влияния факторов макросреды на различные интегрированные структуры и связи, возникающие в них, различается, что обусловлено спецификой производимой продукции мясного подкомплекса, специализацией производства и т. д., а также внутренним потенциалом интегрированной структуры и ее микроокружением. Это требует детального обоснования соответствующих составных элементов организационно-экономического и финансового механизмов интеграционных отношений для конкретных формирований различных организационно-правовых форм и видов деятельности с последующей их «привязкой» к реальным условиям производства.
Как правило, характер связей определяется динамикой среды, в которой они развиваются. Экономические связи возникают из динамики противоречий интересов субъектов рыночных отношений. Экономические связи имеют два основных критерия их формирования: взаимосвязь факторов производства и взаимосвязь производственных отношений с производительными силами. Также следует отметить, что факторы внешней и внутренней среды определяют мотивы, по которым создаются интегрированные формирования мясного подкомплекса с присущими им интеграционными связями. Они определяются в каждом регионе самостоятельно в зависимости от его особенностей (климатические, социальные, производственные, культурные факторы и др.).
Создание крупных интегрированных формирований в региональном мясном подкомплексе не должно оставаться без внимания органов государственной власти. Именно государство, его поддержку можно отнести к одному из основных факторов, определяющих формирование и развитие интеграционных связей и отношений между предприятиями мясного подкомплекса региона. Государственное регулирование интеграционных связей и отношений не может быть идентично регулированию ранее существовавших экономических связей в региональном мясном подкомплексе и применять эти же средства и методы регулирования. Государство уже не может устанавливать экономические регуляторы. Оно должно корректировать решение отдельных вопросов, но в то же время проводить жесткую политику в установлении и соблюдении мер государственного регулирования, носящих обязательный или запретный характер.
Важная роль в регулировании регионального мясного подкомплекса принадлежит мерам финансовой поддержки, осуществляемой путем прямых бюджетных выплат в виде дотаций и компенсаций. Государственная помощь осуществляется в условиях ограниченности средств, следовательно, необходимы определение приоритетных направлений, разработка механизма распределения и доведения дотаций до предприятий, а также меры контроля за их исполнением.
Именно региональные органы государственной власти заинтересованы в развитии интеграционных связей и отношений между предприятиями АПК и, в частности, мясного подкомплекса. Эффективно работающие предприятия обеспечивают стабильные поступления в бюджеты разного уровня, снижают уровень безработицы, повышают социальные показатели региона, обеспечивают население качественными продуктами. Поэтому основной задачей формирования и развития интеграционных связей в мясном подкомплексе региона является создание крепких предприятий с замкнутым циклом производства для обеспечения населения качественными мясными продуктами. Для достижения этой цели необходимо создавать факторы, обеспечивающие необходимые мотивы к созданию и развитию интеграционных формирований и связей в них.
Поступила 04.01.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная