О. Ю. Салтыкова. Специфика и закономерности региональной информационной политики

О. Ю. САЛТЫКОВА

СПЕЦИФИКА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

САЛТЫКОВА Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры социальных и правовых дисциплин Чувашского филиала Волго-Вятской академии государственной службы.

Ключевые слова: информационное пространство; информационная политика; информационные технологии; государственная власть; информационная аналитическая система

Key words: information space; information policy; information technologies; state power; information and analytical system

В современных условиях уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономическую, политическую и дру гие стороны жизни людей. Наибольший экономический и социальный успех сопутствует регионам, активно использующим современные средства коммуникаций и информационные технологии. Региональная государственная информационная политика является од ним из основополагающих инструментов государственного управления, благо даря которому региональная власть реализует приоритеты и ценности своей политики на федеральном и региональном уровнях, выстраивает взаимоотно шения с обществом, получает поддержку у населения.

Региональный уровень реализации информационной политики важен в нескольких отношениях. Во-первых, регион — это место, где реализуются политиче ские решения в соответствии со сложившимся укладом жизни. Во-вторых, это пространство культурной специфи ки, а население региона — общность со своей историей, менталитетом, относительно автономный мир со сформировавшимся равновесием сил. Регион — это особый социально-политический порядок, имеющий свою логику и традиции изменения. В-третьих, динамика центробежных и центростремительных тенденций в региональном пространстве связана с проблемой целостности Рос сии, и политическое управление в этих условиях зависит от инфор мационного поля1.
Новые возможности установления диалога между региональными органами государственной власти и населением предоставляет развитие интернет-технологий.

Интернет как новое средство массовой коммуникации выигрывает по ряду позиций по сравнению с традиционными (телевидение, радио, печать)2. Информационное взаимодействие органов государственной власти и об щества с использованием информационно-телекоммуникационных техноло гий, Интернета получило устойчивое наименование «электронное правитель ство» (e-Government). Прямой перевод словосочетания «e-Government» не вполне раскрывает сущность этого явления. Точнее было бы говорить об «электронной ин фраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себя технологии интернет-взаимодействия между органами власти, с одной стороны, и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структу рами и общественными объединениями — с другой»3.

Создание электронного правительства в России началось в 2002 г. с принятия Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)». В результате ее реализа ции на федеральном уровне обеспечено информационное присут ствие в Сети практически всех органов государственной власти. Но в основном речь идет толь ко об информировании населения, а не об организации обратной связи через Интернет или оказании государственных услуг. Некоторые регионы пошли дальше. Например, это Чувашская Республика, где более 10 лет назад начали реализацию проекта «Интранет-Чувашия». В результате работ, проводимых в республике, в весьма сжатые сроки и с привлечением минимальных ресурсов удалось создать развитую информационную инфраструктуру, созданы сайты всех органов государственной власти, в том числе муниципального уровня. Предпринимаются попытки налаживания связей с общественностью с использованием интернет-технологий: на сайтах создаются интерактивные разделы (общественные при емные, форумы), проводятся интернет-конференции и др. Конечно, органы власти республики еще не в полной мере используют возможности информа ционных технологий для взаимодействия с населением, однако гово рить о начале реализации идеи электронного прави тельства можно.

Реализация концепции электронного правительства способствует трансформации массовых коммуникаций региона, поднимает на качественно новый уровень процессы коммуникации государственных струк тур с гражданским обществом. Население становится субъектом коммуника ции, что способствует повышению государственного управления в регионе и в стране в целом.

Внедрение новшеств связано со сложившимися традициями развития общества. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что для эффективной реализации концеп ции электронного правительства необходимо изменить общественные сознание, подготовить население использовать новые тех нологии взаимодействия с государственной властью. Для этого необходимо организовать ин формационное сопровождение внедрения инструментов электронного прави тельства. Особенностью российского вари анта реализации программы «Электронная Россия» является то, что в ней не уделено внимание мониторингу мнения населения, не предусмотрены меры по разъяснению особенностей реформы, ее преимуществах, что противоречит цели модернизации, так как создание электронного правительства в первую очередь направлено на налаживание двухсторонней коммуникации между властью и гражданами. Для решения этих задач в Чувашии создана республиканская ин формационно-аналитическая система (РИАС), яв ляющаяся инструментом реализации программы реформирования системы управ ления общественными финансами в республике, осуществляющая мониторинг финансово-экономического состояния и обеспечиваю щая ее информационную поддержку. Лидерство Чувашии в сфере информатизации подтвердило исследова ние, проведенное федеральным министерством связи: республике присвоен самый высокий рейтинг среди всех российских регионов с коэффициентом 1,3.

Чувашия — первый регион, который заключил два масштабных соглаше ния с основными исполнителями «Электронной России» — Ми нистерством по связи и информатизации РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ. В результате создана мощная информационная инфра структура, причем благодаря «пилотному» статусу республики на каждый рубль финансирования из республиканского бюджета приходит федеральный рубль. В республику поступили 1 700 компьютеров, которые устанавливаются в республиканских и муни ципальных органах власти, а также в бюджетных организациях. «Электронное правительство» реально заработало: повысилась оперативность принимаемых решений, сократилось бумаготворчество. Но «электронное пра вительство» внутри себя и для себя вовсе не эффективно, оно должно работать для населения, обеспечивать возможность пользоваться информацией органов власти. Если в городской местности ситуация с пользователями Интернета удовлетворительна, то село нуждается в принятии более кардиналь ных решений. В республике функционируют 6 центров общественного доступа (ЦОД). До конца 2009 г. они появятся во всех районах республики. В центрах бесплатно оказываются услуги доступа к информационным ресурсам и сервисам, в частности, к интернет-порталу органов государственной власти республики, электронной почте, правовым базам данных и т. д. В центрах также планируется организовать бесплатное обучение граждан современным информационным технологиям. На это направлена деятельность сельских модельных библиотек.

Перед правительством республики стояли такие принципиальные задачи, как вы работка и проведение ответственной и эффективной бюджетной политики, повышение контроля и ответственности за расходованием бюджетных средств. Кроме того, на новых информационных технологиях необходимо объединить разновекторные интересы, направив их в единое русло, и в достаточно ко роткие сроки получить желаемый результат. Наиболее эффективно решать эти задачи позволяет Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС). С ее помощью осуществляется переход от преимущественно расчетно-статистических задач к информационно-прогнозным, организовываются интегрированные регио нальные системы и новые формы взаимоотношений с региональными владель цами информации. РИАС интегрирована в экономическую систему республики.

Одной из целей развития информационных технологий является повышение конкурентоспособности региона. Это предусматривает привлечение внешнего финансирования на предприятия (инвестиций) и создание ими добавленной стоимости. Правительство республики этому уделяет пристальное внимание. Эффективная экономическая деятельность основывается на преобразовании информации, которое представляет собой целенаправленный обмен упорядоченными данными (получение и передача сведений). Можно сказать, что информация служит мерой упорядоченности и устойчивости экономической системы.

Регион, эффективно преобразовывающий и использующий информацию, становит ся конкурентоспособнее территории, которая этого не делает, занимаясь «традиционными» формами экономической деятельности. Результатом яв ляется создание благоприятных условий притока инвестиций в виде фи нансирования заказов, частного, отечественного и зарубежного капитала. Преобразование информации становится решающей составляющей произ водства и потребления. Ее можно рассматривать в качестве единой суб станции, объединяющей предметы, средства и продукты труда. Производите ли стремятся заранее исследовать конъюнктуру рынка, готовы платить большие деньги за сведения о продукции конкурентов, тратят значительные средства на рекламу и т. д.

Использование РИАС делает государственную власть более открытой и прозрачной. Центральный элемент реформы власти — это публичная отчетность и общественный контроль. Од ним из главных достоинств Сети является то, что Интернет способен персони фицировать власть, донести до граждан информацию о том, какой чиновник отвечает за конкретное дело, в чем его обязанности, где он находится, каков «маршрут» рассмотрения каждого конкретного проекта, обращения в министерство. Опыт Чувашии в создании системы РИАС должен быть полезен при оп тимизации информационной деятельности в других регионах страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кузьмина И.Н. Интернет в информационной политике региона // Управление развитием региона: традиции и инновации: материалы III региональной науч.-практ. конф. Чебоксары: Новое время, 2007. С. 286.

2 См.: Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. С. 25—26.

3  Ирхин Ю.В. Возможности и пределы «электронного правительства» (на примере Великобритании и России) // Соц.-гуманит. знания. 2005. ¹ 6. С. 16.

Поступила 29.09.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная