М. Б. Гитман, Е. К. Гитман, В. Д. Черкасов. Готовность к инновационной деятельности как фактор профессионального отбора в аспирантуру

М. Б. ГИТМАН, Е. К. ГИТМАН,В. Д. ЧЕРКАСОВ

ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В АСПИРАНТУРУ

ГИТМАН Михаил Борисович, профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского государственного технического университета, доктор физико-математических наук.

ГИТМАН Елена Константиновна, заведующая кафедрой методики профессионального и трудового обучения Пермского областного института повышения квалификации работников образования, доктор педагогических наук, профессор.

ЧЕРКАСОВ Василий Дмитриевич, проректор по научной работе Мордовского государственного университета, заведующий кафедрой прикладной механики, доктор технических наук, профессор.

Ключевые слова: инновационная деятельность; профессиональный отбор; аспирантура; бакалавриат; магистратура; кандидат наук; доктор наук; процедура; абитуриент; когнитивность; надпрофессиональные критерии; вступительный экзамен

Key words: innovation activity; professional selection; graduate study; baccalaureate; magistrates; Candidate of science; Doctor of science; procedure; university entrant; cognition; over-professional criteria; entrance examination

Участвуя в Болонском процессе, Россия входит в мировое образовательное сообщество1. Этот путь предполагает решение множества проблем, одной из которых является подготовка кадров высшей квалификации. Именно поэтому наряду с двухступенчатой системой образования (бакалавр, магистр) на конференции в Берлине (2003 г.) министры образования стран Европы включили докторский уровень (аспирантуру) как третью ступень Болонского процесса. С целью выработки практических рекомендаций по развитию системы подготовки кадров высшей научной квалификации в Европе в феврале 2005 г. в Зальцбурге был организован семинар по докторским программам. Там был сформулирован ряд основных принципов формирования программ третьего уровня. Особо хотелось бы обратить внимание на один из них. Он касается развития инновационных структур. По существу речь идет о том, что подготовка кадров высшей квалификации в современных условиях вовсе не мыслима без инновационной составляющей. В данном контексте уместно привести одно их определений инновации, которое звучит как «thinking new things + doing new things», т. е. творить и действовать.

В России присвоение научных степеней кандидата и доктора наук относится к профессиональной аттестации научных работников. Эти степени не является академическими, присваиваемыми по окончанию обучения. Взаимодействие и сращивание понятий образовательной и профессиональной аттестации в системе послевузовского образования происходят из-за особенностей науки как сферы трудовой деятельности. Вуз является для аспирантов сферой образования и сферой труда. Отметим, что послевузовское образование должно выступать системным интегратором науки, образования и бизнеса для производства высококачественного готового продукта, востребованного на рынке высоких технологий, современного производства и образования. Это актуализирует необходимость разработки теоретических основ и формулировку практических рекомендаций формирования системы послевузовского профессионального образования для инновационной экономики России.

Прием в аспирантуру сопровождается рядом процедур. В содержание и организацию этих процедур должны, на наш взгляд, быть внесены некоторые изменения. В отличие от существующих ныне вступительных испытаний, в ходе которых оценивается только знаниевый компонент подготовки абитуриента, перед экзаменационной комиссией должна быть поставлена задача профессионального отбора, в основу которого следует положить оценку готовности человека к инновационной деятельности.

В Федеральном законе «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.) сказано, что инновационная деятельность — создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. Таким образом, под готовностью к инновационной деятельности следует понимать сформированность у абитуриентов системы профессионально и личностно значимых качеств, необходимых для разработки и внедрения инноваций.

Готовность к инновационной деятельности — сложная, многоаспектная характеристика, в структуру которой входит совокупность когнитивного, деятельностного и личностного компонентов. Для оценки степени сформированности каждого компонента на уровне, достаточном для поступления в аспирантуру, необходимо сформулировать набор соответствующих критериев.

Когнитивный компонент определяется уровнем сформи-рованности и степенью владения системой базовых знаний и умений по специальности, знанием современного состояния и тенденций развития предметной и смежных областей. Деятельностный определяет степень сформированности логического, алгоритмического и системного мышления, а также владение русским и английским языками на уровне, необходимом для оформления различного рода материалов, презентации результатов научных исследований. Личностный определяется степенью мотивированности, креативности, активности и инициативности, настойчивости, трудолюбия и добросовестности, систематичности в работе, старательности, волевыми качествами, а также качествами лидера, умением работать в команде и т. п. Разумеется, что состав этих критериев может быть дополнен.

Следующим шагом организации системы профессионального отбора в аспирантуру является разработка процедур оценивания характеристик претендента по обозначенным критериям. При этом не исключается то, что одна процедура может быть применена для оценки нескольких компонентов готовности абитуриента.

Показательной в этом смысле является система профессионального отбора в аспирантуру западных университетов2. Условия реализации этого подхода отличаются от принятых в российских вузах в содержательном и организационном аспектах. Критерии конкурсного отбора делятся на две группы: профессиональную и надпрофессиональную. К первой относятся критерии, характеризующие уровень освоения абитуриентом соответствующих учебных дисциплин, изученных им на предыдущем этапе профессиональной подготовки; ко второй — уровень готовности претендента к обучению в аспирантуре и уровень некоторых его личностных качеств.

Считаем, что этот подход можно привести в соответствие с подходом к профессиональному отбору в аспирантуру, определенному через степень готовности к инновационной деятельности. Так, с достаточной степенью приближенности когнитивный компонент соответствует профессиональной группе критериев, а деятельностный и личностный соответствуют области надпрофессиональных критериев. Очевидно, что субъективность и выборочность делают систему оценки уровня освоения абитуриентом соответствующих учебных дисциплин, отвечающих за профессиональную подготовку, ненадежной. Повысить надежность системы отбора будущих аспирантов можно, делегировав полномочия по оцениванию уровня профессиональной подготовки в те учебные заведения, где эта подготовка происходила. Во-первых, поскольку число педагогов, оценивающих уровень профессиональной подготовки, существенно возрастет, их будет не 3—5, а столько, сколько учебных дисциплин войдет в список профильных. Во-вторых, с каждым из этих педагогов студент будет общаться, как минимум, семестр, что позволит педагогу быть более объективным.

Таким образом, функцию оценивания уровня профессиональной подготовки будут выполнять педагоги, работающие со студентом на предыдущем этапе подготовки. К функции экзаменационной комиссии при приеме в аспирантуру следует отнести только фиксирующий компонент. Фиксации подлежит наличие в приложении к диплому записи о факте изучения абитуриентом определенных учебных дисциплин или их эквивалентов. Абитуриент не допускается до поступления на дуальную программу в случае отсутствия хотя бы одного предмета из необходимого списка или наличия существенно меньшего числа часов, отведенных на какой-либо предмет.

На этапе предварительной подготовки кафедре и ее ученым, открывающим аспирантуру по какой-либо специальности, следует разрешить самостоятельно определить необходимый минимальный перечень учебных дисциплин, который будущий аспирант должен изучить к моменту поступления в аспирантуру. В этом перечне обязательно должно быть указано минимально допустимое количество часов, отведенное на изучение каждого предмета. При приеме в аспирантуру необходимо проанализировать приложение к диплому претендента, с целью обнаружения факта изучения им этих предметов. При этом возможно рассмотрение эквивалентов соответствующих дисциплин, поскольку сейчас под несколько отличающимися друг от друга названиями может скрываться примерно одинаковое содержание. В случае несовпадения названий предметов студенту при поступлении в аспирантуру следует предоставить не только академическое приложение к диплому, но и программу соответствующих дисциплин.

Подлежит фиксации уровень освоения соответствующих предметов. Принимать во внимание следует оценки только по тем учебным дисциплинам, которые вошли в соответствующий перечень, отобранный кафедрой или учеными, открывающими аспирантуру. Для легкости ранжирования поступающих принимается во внимание средний балл.

Отметим, что если кафедра будет иметь право определять список минимально необходимых предметов, то при приеме в аспирантуру становится неважным установление уровня (бакалавриат, магистратура или обучение специалиста), на котором студент изучил эти предметы, а также какую степень он получил к моменту поступления в аспирантуру. Также теряет актуальность вопрос о формальном соответствии специальности, полученной претендентом на предыдущем этапе обучения, профилю аспирантуры. Главным становится вопрос о содержании и уровне освоения изученных предметов. В случае, если студентом не изучены какие-либо дисциплины из необходимого списка, или не хватает часов по каким-либо из них, то желающий обучаться в аспирантуре должен добрать необходимое. Вузы в свою очередь могут в этом отношении помочь претенденту через систему дополнительного образования, дистанционного обучения, экстерната и т. д.

Весьма важно рассмотрение надпрофессиональной группы критериев конкурсного отбора в аспирантуру, предназначенных для оценки уровня готовности претендента к обучению в аспирантуре и уровня сформированности некоторых его личностных качеств. Готовность претендента к обучению в аспирантуре определяется уровнем имеющихся необходимых навыков. При этом навык определяется как автоматическое умение применять имеющиеся знания. Следовательно, проверке должны подлежать не только знания, но и скорость выполнения этих действий. Таким образом, задания на проверку соответствующих навыков должны быть выполнены правильно и быстро. При этом уровень сложности заданий определяется из минимально необходимого, а не из максимально возможного, как практикуется в отечественной системе оценивания. Другими словами, должно быть не одно задание на три часа, а 60 заданий на 60 минут. Именно так появится возможность оценить навыки, а не только знания. Для этой цели предлагается на этапе вступительных испытаний в аспирантуру использовать стандартизированное тестирование.

Следует определить предметные области, которые должны быть охвачены этими тестами. Во-первых, это русский язык, поскольку аспиранту предстоит написать большое количество материалов (статьи, отчеты, диссертация и т. д.) и, следовательно, важен навык владения грамотной письменной речью. Во-вторых, для аспиранта необходимо знание английского языка. В настоящее время это язык международного научного общения. Следовательно, аспирант должен обладать навыками чтения, а в идеале и написания научных текстов. Болонская декларация трепетно относится к сохранению языков и культур континента, однако потребность в общем языке европейского образования выдвигает на эту роль английский язык3. Английский язык тесно связан с понятием мобильности и призван быть инструментом, способствующим успешности академической мобильности.

Совершенно необходима оценка вычислительных навыков (арифметических, алгебраических, статистических и т. п.). Эти навыки необходимы аспирантам, занимающимся как точными, так и гуманитарными науками. Нужны и аналитические навыки, которые при помощи теста заформализовать сложнее всего. Возможно, это могут быть несколько небольших научных текстов, сопровождаемых соответствующими вопросами, или задание на подготовку короткого аналитического эссе на заданную тему. Необходимо отметить, что вариант с эссе значительно усложнит проверку, потребует большего времени и привлечения экспертов, в то время как весь экзаменационный комплекс без эссе может быть проверен моментально в машинном режиме. Возможно, в этот тестовый комплекс может войти раздел для проверки специфических профессиональных навыков, соответствующих специализации аспирантуры.

Следующим надпрофессиональным критерием являются личностные качества претендента. Выше мы уже отмечали некоторые из них. К ним можно прибавить творческий потенциал, целеустремленность, ответственность, интерес к научным исследованиям, энтузиазм, умение принимать решения и т. п. Эти характеристики не обладают количественным выражением, не фиксируются в дипломе и не могут быть проверены экзаменом или стандартизированным тестом. Единственный способ фиксации этих характеристик — рекомендации. Их могут давать только люди, знающие претендента в течение достаточно длительного времени и, следовательно, имеющие возможность оценить его личностные качества. В круг рекомендателей должны входить педагоги, работавшие со студентом на предыдущих этапах профессиональной подготовки.

Приемной комиссии будет легче принимать решение о конкурсном отборе, если информация в рекомендациях будет формализирована. Для этого необходимо ввести в нее объективные показатели, например, вопросы типа «Ваш студент входил в первые ---% студентов курса по вашему предмету» и т. п. При этом студент не должен знать и может никогда не узнать, что написано в рекомендации. Рекомендующий должен сам отправить рекомендацию в запечатанном конверте в конкурсную комиссию.

Считаем возможным дополнить процедуру конкурсного профессионального отбора собеседованием с претендентом, целью которого будет мониторинг готовности поступающего в аспирантуру к поисковой деятельности. В условиях перехода системы образования в инновационный режим необходимо найти подход, который позволил бы проконт-ролировать умение абитуриента применять обобщенные и специфические способы познания. В качестве такого подхода, позволяющего оценить степень готовности абитуриента к исследовательской работе, предлагается использование в содержании и процессе вступительного экзамена в аспирантуру элементов системного анализа. Это даст возможность абитуриенту продемонстрировать свои аналитические способности и, как следствие, возможность заниматься творческой деятельностью. Владение методами системного анализа упорядочивает функции и способы поисковой деятельности человека. Следовательно, демонстрация абитуриентом степени владения методами системного анализа (комплексно или поэлементно) может быть использована для диагностирования его готовности к научной деятельности.

Форма предъявления заданий в ходе собеседования может быть различной. Самый традиционный вариант — билеты с вопросами по соответствующим дисциплинам. Такой вариант вполне правомочен, но вызывает ряд возражений. Как правило, поступающий работает на таком экзамене в репродуктивном режиме, а возможность развертывания проблемной дискуссии может возникнуть только после наводящих или уточняющих вопросов членов комиссии. Экзаменуемый будет демонстрировать знание соответствующих областей, постановка и решение проблемы на материале вопросов в его функции на экзамене не входят. Студент может это сделать, но не обязан. Таким образом, становится проблематичной проверка способности будущего аспиранта находить, открывать новое знание путем интеграции у него уже имеющихся знаний, применять их в конкретной задаче, связанной с его профессиональной деятельностью.

В качестве наиболее прогрессивного варианта предъявления заданий на собеседовании может быть предложено использование кейс-технологии, представляющей собой технологию анализа ситуаций. Суть ее в том, что экзаменуемому предлагают осмыслить реальную (профессиональную) ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо продемонстрировать при разрешении проблемы. При этом сама проблема может не иметь однозначных решений. Кейс-технологию можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие методы познания (моделирование, системный анализ, проблемный метод, эксперимент, описание, классификация и т. д.). Содержание в кейсе либо дается в описании уже решенной проблемы, и тогда требуется осмыслить последствия и эффективность принятых решений, либо в динамике, тогда должны быть предложены способы разрешения проблемы. В любом случае выработка и демонстрация студентом модели практического решения представляются эффективным средством проявления его сформированных профессиональных качеств4. Следует отметить, что использование кейс-технологии можно практиковать при проведении кандидатского экзамена.

Таким образом, с учетом задачи подготовки специалиста высшей квалификации к работе в условиях инновационной экономики в основу разработки системы профессионального отбора в аспирантуру следует положить оценку готовности абитуриента к инновационной деятельности. При организации приема в аспирантуру необходимо дать возможность образовательным учреждениям определять набор критериев для приема. Это позволит сделать формальный конкурс фактическим, что существенно повысит качество приема. При этом набор критериев для принятия решения о приеме в аспирантуру может включать уровень подготовки, определяемый не столько степенью или квалификацией (магистр или специалист), сколько содержанием изученных ранее дисциплин с учетом уровня их усвоения, выраженного в виде среднего балла по предметам; навыки, необходимые для успешной учебы в аспирантуре, которые могут быть оценены по результатам комплексного вступительного тестирования; личностные характеристики, которые могут быть представлены в рекомендациях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высш. образование сегодня. 2004. ¹ 2. С. 14—19.

2 См.: Educational Information and Advising Center «Osvita». URL: http:// www.center-osvita.dp.ua/razdel2/2_11e.php (дата обращения: 18.03.2009); Harvard University, Harvard Business School. URL: http://www.math. harvard.edu//graduate/index.html (дата обращения: 18.03.2009); The Graduate Record Examinations (GRE) General Test. URL: http://www.ets. org/portal/site/ets/menuitem (дата обращения: 18.03.2009); The Indiana University School of Medicine/ URL: http://EIINUI-La:medicine.iu.edu (дата обращения: 22.03.2009).

3 См.: Ориоль Л. Доктора наук: рынок труда и международная мобильность // Форсайт. 2007. ¹ 3. С. 34—48.

4 См.: Кейс-метод. URL: http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artike-l&id=1 (дата обращения: 22.03.2009).

Поступила 03.04.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная