Р. Ш. Садыкова. Проблема дифференциации налоговых платежей в нефтегазодобывающей отрасли

Р. Ш. САДЫКОВА

ПРОБЛЕМА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

САДЫКОВА Роза Шайнуровна, доцент кафедры экономики и управления газо- и нефтедобывающими предприятиями Альметьевского государственного нефтяного института, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс; налоговые платежи; нефтедобыча; полезные ископаемые; месторождение; выработка; рента; льготные ставки; участок разведки; энергоресурсы

Key words: oil and gas complex; tax payments; oil extracting; natural resources; oil-field; output; rent; preferential rates; prospecting section; power recourses

Нефтегазовый комплекс России является важнейшим элементом бюджетообразующей сферы. Предприятия нефтегазового комплекса дают более четверти объема производства промышленной продукции страны, более трети всех налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему, более половины поступлений от экспорта. С момента ввода в действие гл. 26 Налогового кодекса РФ (НК РФ) прослеживалась тенденция к росту ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти.

До 1 января 2007 г. налоговая ставка при добыче нефти газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определялась на основании ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 ¹ 126-ФЗ. Первоначально ставка составляла 340 руб./т. Затем она была увеличена до 347 руб./т, и в этом значении ставка применялась до 31 декабря 2006 г. В этот период налоговая база при добыче нефти определялась как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. С 1 января 2007 г. при добыче нефти должна была применяться адвалорная налоговая ставка в 16,5 % от стоимости нефти. Но на практике налогоплательщикам не было суждено ею воспользоваться. Дело в том, что при использовании «плоской» ставки НДПИ создавались неравные условия для компаний, разрабатывающих «старые» месторождения и имеющих множество лицензий и доступ к лучшим месторождениям. Последние получали конкурентные преимущества. Это различие особенно заметно в затратах на добычу нефти на месторождениях, находящихся на заключительных стадиях разработки. Месторождения с выра-ботанностью запасов более 80 % характеризуются низкими дебитами, высокой обводненностью продукции, что приводит к существенному возрастанию эксплуатационных затрат на добычу нефти. В настоящее время добыча из низкодебитных месторождений осуществляется за счет средств, получаемых от реализации нефти, добытой из высокоэффективных скважин и ее экспортной реализации.

Зафиксированные в законодательстве принципы налогообложения обеспечивают выполнение задачи изъятия сверхдоходов, получаемых в нефтедобывающей отрасли в условиях высоких мировых цен на углеводородное сырье. Но усиление налогового пресса в нефтедобыче и отсутствие прогресса в отношении дифференциации НДПИ привели к падению темпов добычи нефти.

Учитывая то, что в последние годы важнейшим направлением налоговой политики страны является снижение налогового бремени, совершенствование налогообложения нефтедобычи приобретает особую актуальность. Наличие единой ставки НДПИ, «привязанной» к мировой цене на нефть для всех месторождений и налогоплательщиков, позволило существенно увеличить суммы налоговых поступлений, обеспечив получение государством ценовой ренты в условиях высоких мировых цен на нефть. Однако природная рента стала учитываться только после внесения изменений в гл. 26 НК РФ.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. ¹ 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — закон ¹ 151-ФЗ) позволил дифференцировать НДПИ в зависимости от объективных геологических, экономических и географических факторов. В это же время был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. ¹ 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», уточнивший некоторые нормы администрирования налогов, в том числе НДПИ.

В настоящее время 75 % добываемой нефти является высоковязкой, что повышает эксплуатационные затраты на добычу и ее подготовку к транспортировке и переработке, повышает себестоимость ее добычи. Вместе с тем налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый за эту нефть, такой же, как и для нефти с нормальной вязкостью, себестоимость добычи которой намного ниже. Получается, что предприятие тратит на разработку и добычу значительно больше средств, а прибыль ниже. В связи с внедрением дифференцированных ставок НДПИ организация получила бы возможность снизить налоговую нагрузку на сверхвязкую нефть. Однако, чтобы воспользоваться предоставленным послаблением, необходимо оптимизировать технологическую схему сбора, подготовки и сдачи нефти.

НДПИ полностью принадлежал нефте- и газодобывающим регионам. С 2005 г. по новому порядку разграничения доходов и расходов между федеральным центром и регионами НДПИ на 95 % стал федеральным, а регионам достались 5 %. «НДПИ, как аналогия рентных платежей, должен централизоваться в федеральном бюджете и служить общефедеральным целям и выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов РФ», — объясняли в Правительстве. Это привело к тому, что регионы потеряли возможность вести геологоразведку.

К 2006 г. изменилось отношение федерального центра к НДПИ. На фоне снижения темпов разведки и добычи полезных ископаемых Правительство РФ решило дифференцировать налог, например, ввести льготные ставки НДПИ для наиболее трудных участков разведки и добычи сырья, чтобы стимулировать производство и экспорт энергоресурсов.

Налогообложение добычи полезных ископаемых регулируется гл. 26 НК РФ. Законом ¹ 151-ФЗ был предложен механизм льготирования нефти, добываемой из выработанных месторождений. Суть этого механизма такова.

Налоговая ставка 419 руб./т, применяемая в отношении добытой обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти, умножается на два коэффициента, характеризующих динамику мировых цен на нефть (Êö) и степень выработан-ности конкретного участка недр (Êâ).

Коэффициент Êâ определяется в случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, устанавливаемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на участке недр, больше или равна 0,8 (или 80 %) и меньше или равна 1. Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

KB = 3,8–3,5 x N / V,

где N — сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче), согласно данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Êâ; V — начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий À, Â, Ñ1 и Ñ2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г.

Если степень выработанности запасов участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Êâ принимается равным 0,3. В иных случаях коэффициент Êâ принимается равным 1.

Степень выработанности запасов участка недр (Ñâ) налогоплательщик рассчитывает самостоятельно. Основанием для расчета являются данные утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Kg.

Ставка НДПИ по нефти, равная 0 %, устанавливается для новых месторождений до достижения накопленного объема добычи 25 млн т на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, если учет количества добытой нефти на конкретных участках недр ведется прямым методом; срок разработки запасов участка недр для целей разведки и добычи полезных ископаемых не превышает 10 лет, или равен 10 годам для лицензий на право пользования недрами; срок разработки запасов участка недр не превышает 15 лет, или равен 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых. Срок разработки считается с даты государственной регистрации соответствующего вида лицензии.

Налоговая ставка 0 руб. в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезных ископаемых применяется для расположенных в границах участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 г. и степень выработанности запасов (Ñâ) которых на эту дату меньше или равна 0,05. В этом значении ставка применяется до достижения накопленного объема добычи нефти в 25 млн т и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет, или равен 10 годам начиная с 1 января 2007 г. Кроме того, ставка НДПИ 0 % применяется при исчислении НДПИ в отношении сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа∙с (в пластовых условиях), правда, при условии, что налогоплательщик использует прямой метод учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.

При подготовке нефти, поступающей с разных участков, на одном узле (установке) налогоплательщик не имеет права использовать льготы по НДПИ, предоставляемые по конкретным участкам недр. Согласно закону ¹ 151-ФЗ, специфическая ставка НДПИ будет применяться на постоянной основе, что должно дать максимальный экономический эффект.

Одним из вариантов применения вышеуказанных льгот и послаблений является поочередная по времени подготовка нефти из разных участков недр на одной установке и поочередное измерение количества обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти с помощью узла коммерческого учета на выходе установки. Для реализации этой схемы подготовки организуются раздельный сбор нефти с различных участков недр, ее раздельное накопление в резервуарах на входе установки подготовки и поочередная подача через автоматизированный узел переключения на блок подготовки нефти. На выходе этого блока измеряется количество обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти отдельно с каждого участка недр. Этот вариант предлагается реализовать на основании проекта, прошедшего метрологическую экспертизу. Процедуру накопления нефти, переключения потоков, подготовки, измерения количества нефти и администрирование учета предлагается описать в регламенте, согласованном с соответствующими надзорными органами. Количество нефти предлагается определять на выходе установки подготовки с использованием систем измерения количества и показателей качества нефти, полностью отвечающих требованиям действующей нормативно-технической документации к коммерческому учету.

При применении налоговой ставки 0 % при добыче сверхвязкой нефти должен выполняться ряд условий. Добываемая нефть должна иметь вязкость более 200 мПа∙с (в пластовых условиях). Количество добытой нефти на конкретных участках недр должно учитываться прямым методом (подп. 9 п. 1 ст. 342 НК РФ). Показатель вязкости нефти должен определяться в пластовых условиях, т. е. по конкретным, а не по всем пластам участка недр.

При добыче полезных ископаемых налоговая ставка 0 % (0 руб., если налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) применяется и в отношении нормативных потерь. Нормативными потерями полезных ископаемых признаются их фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.

На момент наступления срока уплаты НДПИ по итогам первого налогового периода очередного календарного года нормативы потерь на очередной календарный год могут быть не утверждены. В таком случае налогоплательщик вправе применять нормативы, ранее утвержденные в порядке, определяемом Правительством РФ, а по вновь разрабатываемым месторождениям — нормативы потерь, установленные техническим проектом (абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). При утверждении нормативов потерь, отличающихся (в ту или иную сторону) от предыдущих, перерасчет НДПИ не производится.

К нефти Степноозерского месторождения можно применить налоговую ставку 0 % при добыче сверхвязкой нефти (добываемая нефть имеет вязкость более 200 мПа•с). Не вся нефть Степноозерского месторождения имеет вязкость более 200 мПа•с, поэтому возможно частичное применение послабления по НДПИ. Доля нефти, подлежащей налогообложению НДПИ по ставке 0 % в общем объеме нефти Степноозерского месторождения, равна 75 %.

Чтобы снизить налоговую нагрузку по НДПИ по ставке 0 %, необходимо разделить сбор нефти («легкой» и «тяжелой»), отдельно ее подготавливать и учитывать (основное условие, прописанное в законе ¹ 151-ФЗ), а сдача может оставаться прежней.

К мероприятиям, направленным на оптимизацию технологической схемы сбора, подготовки и сдачи нефти со Степ-ноозерского месторождения, с целью снижения налоговой нагрузки по НДПИ относятся строительство дополнительных нефтепроводов, ГЗУ, двухпоточной УПВСН; реконструкция ДНС-1с; разделение льготоированных и нельготированных потоков нефти.

В настоящее время предусматривается строительство установки подготовки нефти (УПВСН) при ДНС-1 с использованием существующего оборудования ДНС и проектированием нового с целью получения 500 тыс. т в год товарной продукции с УПН (при обводненности сырья 40).

Поступила 05.03.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная