В. А. Дергунов. Организационно-экономический механизм формирования кадрового потенциала аграрной сферы региона
В. А. ДЕРГУНОВ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА
ДЕРГУНОВ Вадим Александрович, преподаватель кафедры экономики, менеджмента и маркетинга Мордовского института переподготовки кадров агробизнеса.
Ключевые слова: экономика; кадровый потенциал; аграрная сфера; региональная кадровая политика; воспроизводство; аграрный уклад
Key words: economy; personnel potential; agricultural sphere; regional personnel policy; reproduction; agricultural structure
Социально-экономическое и хозяйственно-ресурсное положение АПК регионов Российской Федерации, несмотря на принимаемые меры по стабилизации продовольственного обеспечения страны и развитию хозяйственной структуры, остается сложным. Вместе с тем оценка перспектив и состояния АПК позволяет предложить систему мер по развитию аграрного сектора страны на ближайшие годы, сформировать программу структурного совершенствования. В перечне направлений в этом случае выступают оптимизация кадрового потенциала и развитие системы его воспроизводства.
Несмотря на то, что создаются правовые основы регулирования отно шений в сфере занятости, формируются трудовые отношения рыночного типа, тем не менее, в современных условиях требуются разработка и реализация принципиально новых подходов в системе кадрового обеспечения аграрной сферы, так как допущенное снижение объемов производства, ухудшение финансово-экономического положения предприятий приводят к значительному сокращению рабочих мест в АПК, высвобождению работников и снижению уровня занятости экономически активного сельского населения.
При этом важным условием решения этой проблемы становится совокупность мероприятий целевого назначения, реализуемых путем создания организационно-экономического механизма формирования кадрового потенциала аграрной сферы. В его составе необходимо выделить правовой, организационный, экономический и ресурсный элементы.
Диверсификация форм и методов воздействия на этот процесс формирования кадрового потенциала предполагает перевод совокупности организационного и экономического воздействия на состояние аграрной сферы в стадию структурных и институцио нальных перемен, сопровождающихся прогрессивными изменениями, что создает предпосылки для активизации высвобождения трудовых ресурсов и структуризации кадрового потенциала. В этих условиях очевидна необходимость принятия мер, направленных на предотвращение деструктивных изменений параметров формирования кадрового потенциала в аграрной сфере (отток, недостаточный уровень воспроизводства, незанятость и т. п.) для стабилизации и устойчивого роста агропромыш ленного производства. Поэтому одной из мер организационно-экономического механизма формирования кадрового потенциала АПК Мордовии являются мероприятия на федеральном и региональном уровнях, которые необходимо выделить в качестве задач каждого уровня управленческого воздействия.
В качестве приоритетной задачи федерального уровня должно, на наш взгляд, стать определение стратегии формирования народонаселения в стране с учетом национальных, социальных, экономических факторов. При этом основой ее реализации становится разработка мероприятий по развитию хозяйственной системы в аграрном секторе страны, предусматривающая комплексное структурно-инвестиционное воздействие на составляющие функционально-отраслевой структуры агропромышленного комплекса с целью создания условий занятости, достойного проживания, воспроизводства (подготовки, переподготовки и повышения квалификации) кадрового потенциала. Это предполагает определение стратегии развития кадрового потенциала аграрной сферы, разработку организационно-экономических условий и конкретных мероприятий по реализации концепции формирования социально-экономического уклада в аграрной сфере, его кадрового обеспечения с распределением по субъектам РФ.
В связи с этим на федеральном уровне целесообразно совершенствование организационной структуры. Это прежде всего формирование организационных, экономических, условий развития народонаселения и разработка кадровой политики в аграрной сфере. Для этого необходимо правовое обеспечение: подготовка законодательных актов, определяющих реализацию концепции формирования кадрового потенциала в аграрной сфере. Важными аспектами реализации мероприятий в этом случае представляются подготовка и утверждение концепции формирования социально-экономического уклада аграрной сферы и законодательных актов, обеспечивающих ее реализацию: обеспечение приоритетного финансового обеспечения реализации кадровой политики в аграрной сфере, подготовка и реализация программ формирования кадрового потенциала в аграрной сфере, разработка рекомендаций и инструкций по формированию организационных, экономических, правовых условий реализации концепции формирования кадрового потенциала и его финансового обеспечения.
В связи с этим задачи регионального уровня заключаются в определении стратегии развития АПК с учетом региональных особенностей, определении перспектив развития кадровой политики, обеспечении реализации программ развития АПК региона, оказании методической и организационной помощи в разработке и реализации программ формирования кадрового потенциала предприятий, контроле за выполнением этих программ.
При этом на смену отраслевому механизму формирования кадрового потенциала АПК должен прийти функционально-отраслевой, предполагающий в качестве объекта управленческого воздействия совокупность предприятий региона, входящих в систему продовольственного обеспечения. Целевыми параметрами управленческого воздействия выступают развитие хозяйственной структуры, социальной инфраструктуры; ресурсное обеспечение программы развития; развитие системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников и специалистов аграрной сферы; стимулирование закрепления на рабочих местах работников и специалистов аграрной сферы.
Переход от административно-распределительных методов к рыночным отношениям потребовал принципиальных измене ний в системе формирования кадрового обеспечения агропромышленного комплекса. Необходимы совершенствование методов государственного регулирования и саморегулирования финансовой поддержки образовательных систем, разрешение проблем по этим вопросам на федеральном и региональном уровнях.
К сожалению, достаточно быстро сбалансировать финансово-кредитную систему для обеспечения устойчивого развития социальной сферы села и кадрового обеспечения не удается. Для АПК наиболее приемлемым явля ется развитие производства за счет мобилизации его внутренних резервов при поэтапном введении ограничений на импорт продовольствия. За счет проведения политики разумного протекционизма, развития вертикально интегрированных структур, а также усиления государственного контроля цен на продукцию естественных монополий можно обеспечить перераспреде ление финансовых ресурсов для их поступления в сельское хозяйство. Функционирование рентабельного сельскохозяйственного производства, осуществление политики импортозамещения продовольствия привлекут инвестиции и обеспечат техническую модернизацию производства. Такой сценарий развития АПК призван удовлетворить покупательский спрос населения и повысить эффективность производства, в первую очередь за счет совершенствования организационных и управленческих факторов, повышения отдачи бюджетной поддержки сельского хозяйства. При таком сценарии (по мере укрепления экономики страны) вложения в сельское хозяйство будут возрастать, и темпы его развития увеличатся.
В этих условиях перспектива решения проблемы кадрового обеспечения аграрной сферы будет зависеть от комплексного решения ряда задач:
— разработка методологических, организационно-методических, экономических и правовых основ работы с кадрами и реализации инвестиционной политики в АПК; определение потребности в кадрах; совершенствование методик их оценки; прогнозирование демографического потенциала трудовых ресурсов аграрной сферы и рынка труда; разработка методологии формирования кадрового резерва руководителей; моделирование долго срочных потребностей кадрового обеспечения; создание соответствующих компьютерных баз данных;
— оценка использования кадрового потенциала; развитие аграрной сферы на основе мониторинга и социологических исследований сельскохозяйственных производственных коллективов; изучение статистических данных демографической структуры, личных бюджетов сельского населения, безработных, ценностной ориентации сельской молодежи; прогнозирование кадрового обеспечения аграрной сферы в условиях функционирования рыночной экономики и современных кризисных явлений с учетом реализации целевых программ развития АПК; освоение научно-технических достижений; инновационно-инвестиционное проектирование социальной и образова тельной сфер АПК;
— разработка методики оценки эффективности системы подготовки; переподготовка и повышение квалификации кадров аграрной сферы; ее совершенствование с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Таким образом, воспроизводство кадрового потенциала аграрной сферы можно определить как поиск подвижного внутреннего равновесия, достичь который можно лишь в результате приспособ ления к влияниям внешней среды, воздействуя на эту среду принятием и реализацией научно обоснованных решений наступательного позитивного характера.
Поступила 03.04.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная