Е. В. Ледяева. Проблемы социализации левшей в образовательной среде региона

Е. В. ЛЕДЯЕВА

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛЕВШЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА

ЛЕДЯЕВА Екатерина Владимировна, преподаватель кафедры социальной работы Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: левши; правши; леворукость; левшество; леворукие дети; социализация левши; проблемы социализации; индивидуальность; образовательная среда; конфликт; переучивание; дек-страстресс (давление праворукой среды)

Key words: left-handed persons; right-handed persons; left-handing; left-handed children; socialization of a left-handed person; problems of socialization; individuality; educational environment; conflict; re-teaching; dextrastress (pressure of right-handed environment)

Леворукость как проблема не является объектом пристального внимания исследователей. Однако накопленный фактический материал и практическая значимость этого явления свидетельствуют о необходимости разработок в этом направлении. Чрезвычайно интересны данные о различной частоте левшей в регионах. По данным, полученным в 80-е гг. ХХ в., леворукие составляли 3,2 % жителей Луганска, 6,7 % — средней полосы России, 3,4 % — Москвы, 6 % — Армении, 33,8 % — коренных жителей Таймыра и только 10,2 % — приезжего населения. В Голландии лево-рукость установлена у 11,2 %1.

Многолетние исследования и наблюдения за леворукими детьми позволили установить качественно иной, не такой, как у праворуких, характер функциональной организации мозга и рассматривать этот контингент детей как группу риска. Процесс социализации левшей протекает по своим законам и часто сопряжен с большими трудностями. Левши труднее приспосабливаются к условиям школы и нуждаются в помощи и защите. Показательно, что 70 % детей с трудностями школьного обучения составляют левши, 26 % детей с проблемами в школе наделены различными признаками левшества. Обследование детских домов дает еще более настораживающие результаты. Так, процент детей, склонных к левшеству, составляет там 35—50 %, а в некоторых группах и выше2. В последние годы наметилась тенденция отказа от насильственного переучивания и терпимого отношения к проявлениям леворукости у детей, особенно это касается леворукого письма. Однако отказ от переучивания не решает всех проблем, а порождает ряд новых, начиная от методики специальных способов обучения письму в школе, овладения трудовыми навыками, успешной социализации леворуких в обществе правшей до изготовления специального оборудования, создания станков и приспособлений, которые трансформировались бы с учетом характеристик личности и облегчили жизнь и быт людей с доминированием правого полушария мозга.

Учитель или школьный психолог должен помочь успешной социализации левши: научить леворукого ребенка адекватно относиться к своей особенности и не считать ее за недостаток, правильно сидеть за рабочим столом, держать ручку, располагать тетрадь. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков. Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно правонаклонное и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. Рекомендуются правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. При овладении письмом в школе леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность. Следует принимать во внимание фактор ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Например, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося3.

Однако леворукость — фактор риска не сама по себе, она связана с нарушениями и отклонениями в развитии у конкретного ребенка в конкретном регионе. Например, в Европе осознание этой проблемы позволило помогать леворуким людям, сделать их жизнь более комфортной. В Мюнхене осуществляется консультативная поддержка левшей и «переученных» левшей. Опытные специалисты во время занятий рисованием, лепкой, иной ручной работой определяют, какой рукой действует ребенок. Наблюдения позволяют корректировать деятельность мозговых центров моторики. Лечение эрготерапией стимулирует развитие доминантной половины мозга. Тем самым врачи пытаются ликвидировать у ребенка задержку в развитии4. Первый магазин для левшей появился в Лондоне в 1968 г. В настоящее время в США функционирует «Международная ассоциация леворуких». Она оказывает помощь левшам, пострадавшим от непонимания окружающих. В созданной Ассоциацией «Билля о левшах» подтверждается право пользоваться ведущей рукой при приветствии, клятве. Подобные ассоциации успешно функционируют в других странах (Франция, Канада). Например, в Сан-Паулу (Бразилия), где левшей насчитывается 13 млн чел., или более 10 % населения страны, эта организация борется за внедрение в жизнь товаров и приспособлений для леворуких5.

Еще в 1927 г. появилась шариковая ручка с быстро сохнущими чернилами, чтобы левши не могли размазать написанное. В 60-е гг. для них начали выпускать фотоаппараты с кнопкой на левой стороне, а видоискателем — на правой. Позднее промышленность предложила леворуким другие товары: письменные и кухонные принадлежности, садовый и спортивный инвентарь, медицинское оборудование, музыкальные инструменты, компьютерные аксессуары и даже бумеранги, которые возвращаются только в том случае, если их запустить левой рукой. В России первый «левый» товар (прописи для первоклашек) появился в 1995 г. На этом все и закончилось. В Туле делают охотничьи ружья для лево-руких, но все они идут на экспорт. Некоторые товары для леворуких можно приобрести через интернет-магазины. Отказ от практики переучивания леворуких детей не снимает проблему леворукости для школы, поскольку остаются дети со скрытым левшеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучивают в дошкольном детстве. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление рукости отчетливо устанавливается только к 3—5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой. Ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему вовсе не удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок левша. Учитель при работе с такими детьми должен это учитывать, так как эти особенности влияют на успешность овладения учебными навыками.

Одними из наиболее важных особенностей леворуких детей являются их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Доминантность правого или левого полушария головного мозга человека — это одна из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности, подлежащая обязательному учету. Поэтому необходима разработка грамотного психолого-педагогического сопровождения обучения детей-левшей. В лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М. М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей. При обучении письму следует использовать «Прописи для леворуких детей». С какими трудностями не столкнулся бы леворукий малыш в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, мнение которых ему дорого. Прежде всего необходим благоприятный климат в семье. Любовь, забота и внимание со стороны родителей помогут левше легче преодолеть трудности и освоить школьную программу, а также открыть в себе скрытый талант и стать великим человеком, как Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. И. Даль, И. П. Павлов, А. Эйнштейн, Чарли Чаплин, Г. М. Вицин и др.

Учитывая, что леворукость считалась предосудительной, вполне объяснимо, что ее стремились искоренить или, по крайней мере, приглушить ее проявления. Педагогические меры, предпринимаемые в этом отношении, имеют множество разновидностей, давая воспитателям и родителям возможность варьировать свое воздействие в зависимости от сложности случая и степени сотрудничества ребенка, препятствуя тем самым адаптации левши в обществе: побуждение (систематически подавать ребенку разные предметы, чтобы он брал их правой рукой); убеждение («Сделай так славной ручкой», «Возьми своей милой ручкой», «Возьми ложку ручкой маленького Иисуса»); разубеждение («Левая рука — это рука дьявола», «Не прикасайся своей плохой рукой»); унижение (подвергнуть ребенка граду насмешек); внушение чувства вины («Использовать левую руку — это страшный грех»); авторитарность (упреки, угрозы, наказания и т. п.).

К нравственным способам перевоспитания часто прибавляли и прибавляют физические методы воздействия: грубость (удары по пальцам, пощечины, физическое наказание); запрещение / принуждение (физическое ограничение действий левой рукой, чтобы ребенок пользовался правой).

Наиболее характерными нарушениями, сопровождающими скрытую леворукость, являются нарушения речи. Заставляя ребенка-левшу «сломать» сопротивление своего тела и пользоваться правой рукой, родители разрушают его внутреннюю гармонию, вынуждая ребенка идти на конфликт с ними. Другой соматической реакцией, вызванной подобным перевоспитанием ребенка-левши, могли стать проблемы со зрением. Ребенок, которого наказывают всякий раз, когда он использует «плохую» руку, начинает страдать страбизмом (косоглазием).

Проведенное нами исследование в г. Саранске позволило выявить изменения общественного мнения в отношении левшей. Из опрошенных 200 чел. 59,5 % заявили, что не хотят, чтобы их ребенок был левшой, для 31,5 % доминантность правого или левого полушария не имеет значения, и 9 % ответили положительно. На вопрос о желании переучивать левшу 86,5 % ответили, что не будут этого делать ни при каких обстоятельствах, и 13,5 % выразили такое желание.

Все более очевидна возможность использования накопленных знаний о функциональных асимметриях человека в разных сферах организации общества. Труд в условиях научно-технического прогресса делает необходимым использование этих знаний для оптимизации организации, условий труда, обучения детей и профессиональной ориентации выпускников школ, профессионального отбора. Обучение детей любому виду деятельности может стать более эффективным, если оно ведется с учетом профиля асимметрии каждого. Это позволит в дальнейшем повысить производительность труда, уменьшить аварийность и травматизм на производстве, сохранить психическое здоровье работника.

Феномен право-леворукости является частью пока мало изученной, загадочной проблемы асимметрии между полушариями мозга. Левши в обществе не существуют обособленно. Поэтому очевидно теоретическое и практическое значение изучения функциональной организации человека. Устройство жизни и труда, основанное на знании функциональной организации человека и соответствующее естественным биологическим склонностям всех членов общества, может способствовать гармоничной социализации личности.

В Республике Мордовия функционируют Саранская городская психолого-медико-педагогическая консультация, Республиканский врачебно-физкультурный диспансер, Республиканский психоневрологический диспансер, оказывающие психологическую, педагогическую помощь, в том числе и левшам. При медицинском учреждении здравоохранения детской городской поликлиники ¹ 1 работают психолог и специалист по социальной работе, которые также оказывают помощь левшам, основываясь на знаниях нейропсихологии. Согласно их данным, 70 % детей, страдающих заиканием, — это левши. Практически в каждой школе есть психолог и логопед, работающий с левшами.

По мнению Л. И. Савинова, «сегодня наука далеко не все знает о биологической сущности человека, и в реальной жизни, как сам человек, так и общество в целом относятся весьма противоречиво к своей природе… При этом данные от рождения природные начала под влиянием культуры и

обстоятельств индивидуального развития превращаются в очеловеченные. Человек всегда предстает и частью природы, и частью общества»6. Левша — яркий пример сочетания биологического и социального начал в человеке.

Социализация левши — это сложный и длительный процесс, который требует совместных усилий со стороны родителей и общества.

Одной из главных задач современных наук о человеке (социологии, социальной работы, психологии) является выяснение возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека. Описанное выше подчеркивает обязательность индивидуального подхода к левшам в процессе их социализации в обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. С. 65.

2 См.: Функциональная межполушарная асимметрия: хрестоматия / под общ. ред. Н.Н. Боголепова, В.Ф. Фокина. М.: Научный мир, 2004. С. 248.

3 См.: Дубровина И.В. Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений; под ред. И.В. Дубровиной. 3-е изд., стереотип. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 464 с.

4 См.: Видра Д. Знания спасают от скуки // Дошкольное воспитание. 2003. ¹ 10. С. 113.

5 См.: Юдин Н., Муталимова А. О феномене леворукости // Воспитание школьников. 2002. ¹ 10. С. 35.

6 Савинов Л.И. Семьеведение: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. С. 54.

Поступила 18.11.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная