А. А. Гридчин. Последствия региональных конфликтов
А. А. ГРИДЧИН
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
ГРИДЧИН Александр Анатольевич, заместитель генерального директора Интерпола г. Лиона.
Ключевые слова: региональный конфликт; гражданская война; перемещенные лица; беженцы; вынужденные переселенцы; нестабильность; экономические последствия; политические последствия; политические последствия; социально-психологические последствия; демографические последствия
Key words: regional conflict; civil war; displaced persons; refugees; forced migrants; non-stability; economic consequences; political consequences; geopolitical consequences; social consequences; social and psychological consequences; demographic consequences
В течение двух последних десятилетий мир стал свидетелем появления новых конфликтов, связанных с межэтническими, межконфессиональными, политическими, территориальными и другими противоречиями между государствами и внутри них. Региональные или локальные конфликты, возникающие и развертывающиеся в отдельных регионах планеты, существенно беспокоят мировую общественность.
Подводя итоги конголезского конфликта, международная неправительственная организация OXFAM отметила, что жертвами стали свыше 2,5 млн чел., причем многие из них погибли от неизлечимых болезней. На востоке страны смертность среди новорожденных детей превысила 41 %; свыше 800 тыс. детей стали сиротами по причине растущей эпидемии СПИДа; более 2 млн чел. оказались внутренне перемещенными, из них более 1 млн не получали какой-либо внешней помощи; 16 млн чел. страдают от голода; только половина населения страны имеет доступ к питьевой воде; 18,5 млн чел. (37 % населения страны) не имеют доступа к медицинской помощи; в стране есть лишь 2,5 тыс. лицензированных врачей, а население Конго составляет 50 млн чел.; в стране действуют вооруженные формирования, состоящие из несовершеннолетних детей, общей численностью 10 тыс. чел.1
Следствием региональных конфликтов оказываются, как правило, разрушенная экономика, голод и нищета. Так, экономика Либерии, в высокой степени зависящая от экспорта каучука, древесины, железной руды, кофе и поступлений от «Морской программы» (в стране зарегистрировано около 10 % мирового торгового флота), сильно пострадала от политической нестабильности в стране. Были уничтожены деревообрабатывающие предприятия и почти половина деревьев гевеи. Перестали работать государственные учреждения, больницы и учебные заведения. Страну покинули почти все иностранные бизнесмены и специалисты. Гражданская война почти полностью разрушила хозяйство, на восстановление которого, по некоторым оценкам, в течение 10—15 лет потребуется от 5 до 10 млрд долл.2 С 1980 по 1997 г. экономика Либерии базировалась на донорской помощи Запада. Однако с 1998 г. финансовые потоки существенно сократились, в результате чего были свернуты многие международные экономические и социальные программы. Сегодня страна имеет огромный для ее масштабов суммарный внешний долг в размере 35 млрд долл.3
Не менее велики негативные экономические последствия регионального конфликта в Нигере. Внутренний валовой продукт на душу населения составил около 200 долл. США, внутренний долг — 1,643 млрд долл. В ооновском индексе человеческого развития из 174 стран Нигерия занимала последнее место4.
В течение 90-х гг. ХХ в. и в начале нынешнего десятилетия важным фактором сохранения стабильности и импульсом к развитию Нигера оставалась многосторонняя иностранная помощь, без которой любые находящиеся у власти лидеры не могли обеспечить повседневное выживание страны и ее дальнейшее развитие. Без помощи бывшей метрополии — Франции, стран-членов ЕС, международных финансовых институтов — власти Нигера не могли бы содержать государственный аппарат, проводить выборы; осуществлять экономические реформы и привлекать инвестиции. С помощью внешних доноров правительству в начале XXI в. удалось выплатить зарплату в государственном секторе, а благодаря Франции — продолжить погашение задолженностей по зарплате за ряд предыдущих лет, хотя, как показали события лета 2002 г., эта проблема по-прежнему остается.
Политические последствия локальных конфликтов не менее впечатляющие, чем экономические. Это видно, в частности, на примере бывшей югославской федерации. Некогда федеративное пространство раздробилось на мини-государства, в большинстве которых отсутствует стабильность институтов, обеспечивающих демократию и законность; не решены вопросы взаимоотношений титульной нации и национальных меньшинств; не решены вопросы соблюдения прав человека; потеряна значительная часть политического, экономического и военного суверенитета5.
Раскрывая содержание последнего из этих пунктов, следует отметить, что во многих из «новых» балканских государств введен международный протекторат при ограничении территориального и политического суверенитета. Босния и Герцеговина — протекторат с неограниченными полномочиями, которыми пользуются высокие представители международных организаций, а международные военные структуры поддерживают мир. Население и международная надстройка существуют параллельно, их взаимоотношения развиваются по схеме «получил указание — выполни, а не выполнил — накажем». Высокие представители смещают избранных на выборах парламентариев, даже президента; навязывают политические решения; полностью контролируют СМИ, систему образования, армию; активно вмешиваются в выборы; контролируют избирательные законы. Постоянное сужение демократического пространства в Боснии и Герцеговине стало нормой жизни.
Косово было (до февраля 2008 г.) другим вариантом протектората. Это пример установления независимого правопорядка на отдельно взятой территории федерации без согласия руководства страны с применением силы. В Косове это выглядело как «временный контроль» над частью территории суверенного государства и прекращение действия на ней законов центральной власти. В Македонии имеется «условный протекторат», когда государство формально является независимым, но имеет ограничения в принятии самостоятельных решений6.
Кроме политических последствий региональных конфликтов, стоит выделить близкие к ним геополитические. Они выражаются в изменении соотношения сил на международной арене, характера межгосударственных отношений. Вследствие того же югославского кризиса и распада федеративного государства усилилась роль Европейского Союза и НАТО на юго-западе Балкан, но ослабло традиционно сильное на этом полуострове влияние России. Нарушение установленного до этого баланса сил сделало возможными агрессию НАТО на суверенное государство (Югославия, 1999 г.) и бомбардировки Белграда.
На Африканском континенте истощенная внутренними конфликтами Демократическая Республика Конго (ДРК) «спровоцировала» агрессию соседних государств — Уганды, Руанды, Бурунди. Военное вмешательство этих стран в дела ДРК вызвало ответную реакцию со стороны другой группы соседних стран — Анголы, Зимбабве и Намибии, причем если первая группа действовала на стороне мятежников, то вторая — на стороне правящего в ДРК режима7.
Социальные последствия региональных конфликтов выражаются прежде всего в ухудшении социального положения населения. Выше уже говорилось о бедственном положении населения Конго. Другим социальным последствием является криминализация общественной жизни. Вооруженное насилие стало для многих африканцев источником существования и образом жизни. Так, по данным ЮНИСЕФ, во время геноцида 1994 г. в Руанде более 80 % опрошенных детей стали свидетелями убийств, примерно столько же подростков потеряли одного из членов семьи8. Вооруженные группировки Либерии пополнялись подразделениями, в которых военную подготовку проходили мальчики с пятилетнего возраста. По оценкам специалистов ООН, из 45—50 тыс. боевиков, которых предстоит разоружить и вернуть к мирной жизни, половину составляют дети и подростки9.
Анализируя социально-психологические последствия конфликтов, следует отметить, что огромные массы населения Африканского континента живут в атмосфере страха за свою жизнь, за жизнь и будущее своих детей, с травмированной психикой. Люди постоянно вынуждены изыскивать возможности для выживания и самосохранения. Одной из причин, осложняющих урегулирование конфликтов, является психологический фактор: в африканском обществе сформировался специфический стереотип образа жизни, в котором участие в вооруженных акциях, разного рода войнах и конфликтах оказывается единственным средством существования населения конфликтующих сторон. Насилие становится органической частью бытия. Насилие, коверкая и извращая представление африканцев о нормальной, стабильной жизни, созидательном характере их деятельности, убивает саму возможность уважения друг к другу, иному племени, соседнему государству.
Группа демографических последствий проявляется двояким образом: в человеческих потерях и вынужденной миграции населения. Сводными данными о человеческих потерях вследствие региональных конфликтов мы не располагаем, но данные по отдельным регионам свидетельствуют о масштабности этих потерь. Так, во время геноцида 1994 г. в Руанде погибло около 1 млн чел. (при общей численности населения 8 млн чел.)10. В Либерии за 14 лет гражданской войны погибли 240 тыс. чел., т. е. каждый десятый житель страны11. В ходе гражданской войны, развернувшейся в Нигерии 1967—1970 гг., погибло более 1 млн чел.12.
Неизбежным и драматическим последствием региональных конфликтов являются вынужденная миграция населения, катастрофический рост беженцев. В 1951 г., когда было создано управление Высокого комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), около 1 млн беженцев подпадало под его мандат. Сегодня их число достигает 17,5 млн. К ним следует добавить 2,5 млн, находящихся под контролем Гуманитарной комиссии ООН по делам палестинских беженцев на Ближнем Востоке, и свыше 25 млн вынужденных переселенцев. В 1951 г. большинство беженцев было европейцами. Сегодня основная их часть относится к Африке и Азии. Развитие событий в последние годы показывает, что перемещения беженцев носят скорее характер массового оттока населения, 80 % современных беженцев — женщины и дети.
Причины массового оттока населения стали более разнообразны: вооруженные конфликты, природные и экологические катаклизмы, бедность. В результате многие из современных беженцев не соответствуют статусу беженца, определенному соответствующей Конвенцией13. ООН серьезно озабочена увеличением количества вынужденных переселенцев в последние годы. Таковыми считаются лица, вынужденные оставить свои дома, но оставшиеся на территории своей страны. Поэтому они не включены в существующую систему защиты беженцев. Большинство вынужденных переселенцев является представителями развивающихся стран. В некоторых странах число вынужденных переселенцев превышает 10 % от общей численности населения.
Существует прямая зависимость между проблемами беженцев и защитой прав человека. Нарушения в этой области не только влияют на массовый отток населения, но и уменьшают возможность добровольной репатриации, а также являются причиной оттока беженцев и вынужденных переселенцев. Пренебрежение минимальными правами беженцев и вынужденных переселенцев является одним из важнейших факторов, заслуживающих внимания мировой общественности. В процессе обращения за убежищем все большее число людей сталкивается с рестрикциями в отношении возможности проникновения на безопасные территории. В некоторых случаях обратившиеся за убежищем беженцы бывают задержаны или насильно возвращены в места, где их жизни, свободе и безопасности угрожали. Некоторые из них не раз были атакованы военными группами, призваны в армию и были вынуждены бороться за одну из сторон в гражданском конфликте. Зачастую они являются жертвами расовой агрессии.
Беженцы обладают правами, которые должны соблюдаться до, в процессе и после предоставления убежища. Соблюдение прав человека является необходимым условием профилактики и разрешения проблемы беженцев. Беженцам и перемещенным лицам оказывает помощь Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Наиболее крупные операции осуществляются управлением в Западной Азии (где насчитывается от 2 до 3 млн афганских беженцев), бывшей Югославии (где в помощи нуждаются около 1,8 млн чел.) и в районе Великих озер в Африке, где сосредоточены около 500 тыс. беженцев. За предоставление чрезвычайной продовольственной помощи отвечает Мировая продовольственная программа (МПП), которая из года в год удовлетворяет до двух третей мировых потребностей в такой помощи. В настоящее время продовольственную помощь по линии МПП получают около 20 млн чел., ставших жертвами конфликтов.
За последние 10 лет в результате войны и гражданских беспорядков около 1 млн детей было разлучено с родителями, 12 млн остались без крова и 10 млн перенесли тяжелую психологическую травму. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) направляет свои усилия на удовлетворение потребностей этих детей, обеспечивая их продовольствием, питьевой водой, лекарствами и жильем. Кроме того, исходя из стремления содействовать защите детей в условиях вооруженного конфликта и обеспечить предоставление им необходимых услуг, ЮНИСЕФ разработал концепцию «дети как зона мира» и провозгласил «дни мирной жизни» и «коридоры мира».
Не являются редкими ситуации, когда беженцы пропадают без вести и в подобных случаях деятельность по их поиску координируют специально созданные организации, например, Международная Комиссия по поиску пропавших без вести (International Commission on Missing Persons), созданная в 1996 г. для поиска пропавших в результате военных столкновений в Югославии14.
Имеются регионы, в которых проблема экстремальной миграции населения приобрела «хронический характер». К ним относится Палестина. Работу по предоставлению помощи палестинским беженцам с 1949 г. ведет Ближневосточное агентство ООН (БАПОР). Сегодня Агентство предоставляет основные услуги в области здравоохранения, образования, чрезвычайной помощи и социального обслуживания более чем 3 млн зарегистрированных палестинских беженцев. С 1993 г. координатор ООН осуществляет надзор за всей помощью в области развития, предоставляемой по линии ООН палестинскому населению в секторе Газа и на западном берегу р. Иордан.
В других регионах (Грузия, Шри-Ланка, Бирма, Зимбабве) проблема беженцев и вынужденных переселенцев обострилась относительно недавно. Однако во всех случаях в связи с необходимостью решения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев координация и сотрудничество деятельности международных организаций является ключевым фактором успеха.
Таким образом, анализ последствий региональных конфликтов позволил выделить несколько их групп: экономические, политические, геополитические, социальные, социально-психологические и демографические. Характер и масштаб этих последствий актуализируют задачу предотвращения
региональных конфликтов или придания им умеренно-конструктивной формы протекания.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Лебедев А. Конголезский конфликт и международное сообщество // Азия и Африка сегодня. 2007. ¹ 10. С. 40.
2 См.: Страны Африки. 2002. Справочное изд. М., 2002. С. 109.
3 См.: Немченко В. Уйдет ли в историю гражданская война? // Азия и Африка сегодня. 2003. ¹ 3. С. 19.
4 См.: Низская Л. Мелькнет ли свет в конце тоннеля? // Азия и Африка сегодня. 2003. ¹ 3. С. 19.
5 См.: Гуськова Е.Ю. Югокризис начал разрастаться с момента его интернационализации // Международная жизнь. 2006. ¹ 5. С. 84.
6 Там же. С. 79—80.
7 См.: Лебедев А. Конголезский конфликт и международное сообщество ... С. 39—40.
8 См.: Крылова Н. Вооруженные конфликты в Африке глазами «российских африканок» // Азия и Африка сегодня. 2004. ¹ 7. С. 45.
9 См.: Немченко В. Уйдет ли в историю гражданская война? // Азия и Африка сегодня. 2004. ¹ 2. С. 26.
10 См.: Шилов В. «Сильная личность» Руанды // Азия и Африка сегодня. 2002. ¹ 10. С. 60.
11 См.: Немченко В. Уйдет ли в историю // Азия и Африка сегодня. 2004. ¹ 2. С. 26.
12 См.: Андреев А. Эпидемия сепаратизма: можно ли приостановить ее распространение? // Азия и Африка сегодня. 2001. ¹ 3. С. 10.
13 См.: Международное гуманитарное право в документах. М., 1996. С. 101—122.
14 См.: International Commission on Missing Persons Information. June 2007. P. 1.
Поступила 18.02.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная