И. Б. Юленкова. Факторы, сдерживающие развитие инновационного малого бизнеса в регионе

И. Б. ЮЛЕНКОВА

ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ

ЮЛЕНКОВА Ирина Борисовна, доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевые слова: малое предпринимательство; финансовое положение; административные барьеры; мониторинг; структурные изменения; менеджмент; научно-техническая и инновационная деятельность

Key words: small entrepreneurship; financial condition; administrative barriers; monitoring; structural changes; management; scientific and technical and innovational activity

Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 90-х гг. ХХ в. Из этого следует, что используются потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Проведенный анализ позволяет выделить три группы проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса: организационные (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.); проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т. д.); материально-финансовые (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, установлении связей с поставщиками сырья и т. д.).

Исследования развития малого бизнеса в Мордовии показывают, что распространенные суждения о том, что малый бизнес больше, чем крупный и средний, подвержен влиянию «теневой экономики», не соответствуют действительности. По мнению руководителей малых предприятий, основные причины их ухода в «теневую экономику» — это налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости1.

Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются неразвитость и нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, недостаток собственных финансовых средств, чрезмерные совокупные налоговые выплаты, трудности в оспаривании решений налоговых арбитражных органов. Серьезным препятствием стала сложность получения кредитов. Основные причины этого — отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования и лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.

Из-за неустойчивого финансового положения и нехватки средств большинство малых предприятий лишено внутренних стимулов развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

Проблема нехватки производственных и служебных помещений также существенно тормозит развитие малого бизнеса. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю к информации об этом нет доступа. Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, нередко произвольно изменяющих ставки арендной платы.

Предприниматели часто сталкиваются с административными барьерами, создаваемыми федеральными, региональными и местными органами власти: усложнен порядок лицензирования, произвольно расширяется перечень лицензируемых видов деятельности и т. д. Иногда органы государственной власти принимают решения, якобы направленные на защиту интересов региона, а на деле ограничивающие развитие бизнеса: разрушается единое экономическое пространство, устанавливаются барьеры на пути движения товаров между регионами. В начале 90-х гг. ХХ в. для многих регионов России нередко вводились ограничения на вывоз товаров собственного производства с целью предотвращения дефицита и обеспечения первоочередных потребностей региона. Сейчас актуальна проблема запрета ввоза товаров на территорию региона. Такими мерами органы государственной власти пытаются оградить местные предприятия от межрегиональной конкуренции, увеличить налогооблагаемую базу. Во многих сельскохозяйственных регионах время от времени вводятся запреты на отгрузку зерна иным потребителям до окончания поставок в региональные фонды.

Для малых предприятий процессы, вызываемые этими проблемами, носят разрушительный характер. Однако далеко не всегда трудности того или иного предприятия связаны с неблагоприятной средой. Во многих случаях ликвидация малых предприятий является следствием здоровой экономической конкуренции, когда неэффективные хозяйствующие субъекты вынуждены покидать рынок.

Только в результате эффективной деятельности малых предприятий можно ожидать положительные сдвиги в социально-экономической ситуации в ближайшие годы. Они помогут снизить социальную напряженность, смягчить негативные социальные последствия структурных изменений. Однако успешное развитие этого сектора экономики возможно только при проведении государственной политики, направленной на его поддержку.

С 2002 по 2008 г. Научно-исследовательский институт регионологии Мордовского государственного университета по заказу Министерства тор говли и предпринимательства РМ проводил ежегодный мониторинг социально-экономических процес сов и социально-психологического климата в малом предприниматель стве республики. В результате исследования было выявлено, что наиболее острыми проблемами, стоящими перед предприятиями малого бизнеса региона, эксперты считают административные барьеры (51,0 %), аренду помещений (31,4 %), несовершенство законодательства, касающегося малого предпринимательства (31,4 %). Налоги традиционно остаются высокими (27,5 %) и сдерживают успешное ведение бизнеса (58,9 %). Гораздо меньше опрошенных волнуют привлечение инвестиций (11,8 %), поиск оборотных средств (9,8 %) и защита прав собственности (7,8 %)2.

Исследование также выявило улучшение, по мнению предпринимателей, криминогенной обстановки в сфере бизнеса и более успешное решение кадровых проблем. Заметное уменьшение напряженности выявлено по выплате процентов и возврату кредитов, сбыту произведенной продукции. Однако предпринимателей стали больше тревожить конкуренция, отсутствие информационной поддержки. Основной проблемой по-прежнему остается совершенствование нормативно-правового обеспечения реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства (37,3 %). Несколько меньшую озабоченность вызывают проблемы совершенствования механизмов организационного (22,7 %), информационного (20,0 %) и кадрового (25,3 %) обеспечения. По мнению предпринимателей Мордовии, в наибольшей степени сдерживают успешное ведение бизнеса система взяточничества (34,2 %) и сложная процедура получения кредита для развития своего дела (20,5 %)3.

Вышеперечисленные проблемы малого бизнеса актуальны не только для Республики Мордовия, но и для всей страны в целом. Однако для малых инновационных предприятий характерны и другие факторы, сдерживающие их развитие. Механический перенос формируемой методологии современного российского менеджмента на малые предприятия, деятельность которых связана с инновационными процессами, не приводит к получению ожидаемого эффекта. Более того, он компрометирует эту признанную во всем мире организационно-производственную форму предпринимательства. Есть ряд причин, препятствующих эффективному использованию малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сферах деятельности.

Во-первых, это отсутствие рыночного механизма интеграции отдельных субъектов интеллектуальной собственности в добровольно создаваемые коллективы (организации) разработчиков и производителей, способных воспроизвести цепь «исследование—разработка—производство—продажа». Такие коллективы, организационно оформленные в малые предприятия, должны представлять собой отдельные элементы (блоки), из которых по мере требований рыночной экономики могут создаваться:

— организации органического типа (с гибкой организационной структурой управления) по созданию и реализации целевых проектов инноваций, т. е. специфического товара в виде научно-прикладных, технико-технологических и организационных разработок, приносящих устойчиво положительный потребительский эффект и направленных на совершенствование процесса или результатов деятельности хозяйствующих субъектов;

—  организации, конечным результатом деятельности которых является новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынке; новый или усовершенствованный технологический процесс; новый подход к социальным услугам, используемых в обществе;

—   организации, которые обеспечивают создание рынка инноваций и являются его инфраструктурным обеспечением (информационным, аналитическим, коммерческим, финансовым и т. д.).

Во-вторых, это преодоление традиционной для советского периода организации научно-технической и инвестиционной деятельности, когда в структуре НИОКР преобладали разработки, внедряемые в оборонный комплекс; формирование в основном некоммерческих взаимосвязей между организациями на всех стадиях; деление науки на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и заводскую, отсутствие интеграционных хозяйственных отношений между ними; преобладание командно-административных и морально-политических методов управления в этой сфере деятельности. В рыночных отношениях все это стало не только тормозом в процессе активизации инновационной деятельности, но и в ряде случаев остановило процесс, поэтому должно быть заменено новым, рыночным механизмом управления.

В-третьих, это необходимость возврата в научно-техническую и инновационную сферы высококвалифицированных научных и конструкторских кадров, ушедших в другие сферы деятельности или эмигрировавших из-за изменения системы ценностей общества; необходимость восстановления непрерывности и преемственности в подготовке кадрового потенциала, который сможет сконцентрировать усилия на воспроизводстве пятого и шестого технологических укладов. Одним из путей решения этой проблемы мы считаем усиление предпринимательских начал, перенесение центра тяжести в научно-технической и инновационной деятельности на частный капитал, в том числе на малое предпринимательство, компенсируя этим сокращение государственных инвестиций в науку, новые технологии и инновации.

В-четвертых, это необходимость создания на макро-(федеральном), мезо- (региональном) микроуровнях (уровне предприятий) системы инвестирования научно-технической и инновационной деятельности, основными рычагами которой должны стать рыночные составляющие (конкуренция, цена, прибыль), а организационными формами реализации — целевые программы, ориентированные на приоритетные направления рыночной экономики и социальные проблемы общества. В связи с этим определенное место должно быть отведено малым предприятиям, поскольку только они в сочетании с крупными и средними научными коллективами могут создать монолитную сферу инновационной деятельности на всех уровнях экономики. Увеличение количества малых предприятий в этой сфере деятельности является стратегической задачей, так как с их помощью становится возможным передача новейших технологий из фундаментальной науки и оборонного комплекса в сферу гражданской промышленности.

В-пятых, это необходимость поддержки малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, путем формирования эффективного механизма управления, базирующегося на новой управленческой парадигме. Решить эту проблему отдельному малому предприятию и даже их группе не под силу. Здесь должны быть представлены совместные усилия законодательной и исполнительной власти, ученых, предпринимателей и менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях развития научно-технической и инновационной деятельности, совершенствования рыночного механизма управления хозяйствующими субъектами, регулирования поведения рыночной среды, налогового, кредитно-финансового и правового механизмов.

Перечисленные проблемы касаются только малых предприятий инновационного профиля, их следует отнести к специфическим. К их числу следует добавить и проблемы общего характера, возникшие в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

В условиях мирового финансового кризиса не приходится надеяться на оживление и подъем экономики и инновационный бум. К направлениям решения этой проблемы следует отнести всесторонний учет состояния и специфики научно-технического потенциала регионов; сближение этих потенциалов; развитие базисных инноваций; проведение региональной селективной перспективной политики; развитие вузовской науки, относительно равномерно размещенной на территории страны и широко привлекающей молодежь; расширение межрегионального и межгосударственного кооперирования для разработки, освоения и распространения новых поколений техники и технологий. Развитие малых предприятий и совершенствование управления ими предполагают создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства как важнейшего элемента институциональных преобразований и неотъемлемой части новой структуры экономики; инициирование действий финансово-кредитных и инвестиционных механизмов за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий; целевое формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Таким образом, несмотря на относительную положительную динамику, в Мордовии есть ряд проблем в сфере развития малого бизнеса, являющихся серьезным препятствием для его развития и, следовательно, и малого инновационного предпринимательства. По мнению предпринимателей и других экспертов, наиболее злободневны из них высокие налоги и административные барьеры. Учитывая это, следует строить государственную политику поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Мордовский предприниматель — 2003: Бюлл. Саранск, НИИ регио-нологии, 2003. 88 с.; Мордовский предприниматель — 2004: Бюлл. Саранск, НИИ регионологии, 2004. 72 с.; Мордовский предприниматель — 2006: Бюлл. Саранск, НИИ регионологии, 2006. 60 с.;

2 См.: Мониторинг административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства (итоговый отчет). НИИ регионологии Мордов. ун-та, 2008. 36 с.

3 Там же.

Поступила 05.12.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная