Т. М. Полушкина, И. П. Юткина. Развитие системы государственного воздействия на АПК региона

Т. М. ПОЛУШКИНА И. П. ЮТКИНА

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АПК РЕГИОНА

ПОЛУШКИНА Татьяна Михайловна, докторант кафедры государственного и муниципального управления Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

ЮТКИНА Ирина Петровна, аспирант кафедры государственного и муниципального управления Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: государственное воздействие; аграрный сектор; аграрно-промышленный комплекс (АПК); финансовые ресурсы; аграрная политика; приоритеты развития; приоритетный национальный проект; кредиторская и дебиторская задолженность

Key words: state influence; agricultural sector; agri-industrial complex; financial resources; agricultural policy; priorities of development; priority national project; credit and debit debts

Анализ современного состояния аграрного сектора экономики, роли и значения регулирующего воздействия государства на тенденции его развития приводит к выводу о том, что российский аграрный сектор должен оставаться объектом государственной протекционистской политики. При этом государственный протекционизм следует воспринимать как естественную компенсацию неизбежных потерь аграрной сферы экономики в условиях рынка. В российском обществе должно прийти осознание того, что сельское хозяйство — не «черная дыра», где безвозвратно пропадают все больше и больше финансовых государственных средств, где никто не хочет работать. Российские крестьяне — трудолюбивые люди, над которыми в России долго и не совсем удачно экспериментировали: столыпинские реформы, коллективизация, хрущевско-брежневские эксперименты, реформы 90-х гг. В результате село потеряло лучшую часть трудовых ресурсов, из сельского хозяйства были «выкачаны» значительные финансовые ресурсы, и поэтому вложения в село следует рассматривать как возвращение долгов.

Определенный интерес представляет опыт государственного регулирования сельского хозяйства в Республике Мордовия, где более 40,5 % населения проживают в сельской местности. Это 343,8 тыс. чел., из них 27,5 тыс. работают в сельскохозяйственном производстве, создавая более 20 % ВРП1. От состояния дел в агропромышленном комплексе республики зависят уровень и качество жизни ее населения.

В годы реформ сельское хозяйство Мордовии, как и других регионов РФ, испытало значительный спад. Кризисные явления отразились на производстве всех видов продукции аграрного сектора, объемы выпуска которой сокращались на всем протяжении 90-х гг.

В середине 90-х гг. в республике стали предприниматься самостоятельные шаги по выравниванию ситуации в агропромышленном комплексе. На первом этапе были разработаны приоритеты аграрной политики, выработана законодательная база. В 2001 г. были приняты закон РМ от 21 декабря 2001 г. ¹ 63-З «О государственной поддержке сельского хозяйства», а также ряд постановлений Правительства РМ, определивших цели, задачи и основные направления поддержки аграрного сектора в республике. С 2006 г., когда на федеральном уровне пришло понимание важности и неотложности решения аграрных проблем, республика активно включилась в реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который в 2008 г. трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и продовольствия на 2008—2012 гг.

Положительные результаты не заставили себя ждать. Удельный вес прибыльных предприятий вырос с 62 до 87 %, уровень рентабельности повысился с 8 % в 2005 г. до 16 % в 2008 г., или в 2 раза2. При этом рост уровня рентабельности продолжается, что является свидетельством эффективности государственной поддержки АПК региона.

Однако принимаемых мер пока вовсе не достаточно. Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций по-прежнему далеко не устойчиво. На 1 января 2009 г. просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций составила 11 407 млн руб., просроченная дебиторская задолженность — 4 673 млн руб. В 2008 г. кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 2,4 раза, что говорит о низкой платежеспособности сельскохозяйственных организаций3.

В 2008 г. 24 % хозяйств имели уровень рентабельности выше 25 %, при котором возможно вести расширенное воспроизводство, остальные 76 % хозяйств этой возможности не имели. 20 хозяйств республики (9 %) реализовали продукцию на 6 706 млн руб., или 62 % от общего валового производства, ими произведены 40 % зерна, 26 % молока и 76 % мяса. В Мордовии почти каждое пятое хозяйство произвело продукцию на сумму менее 5 млн руб. Наибольший процент таких хозяйств в Ардатовском (8 хозяйств), Кадошкинском (7 хозяйств) и Теньгушевском (5 хозяйств) районах4.

В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Программы развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг. 92 хозяйства получили инвестиционные кредиты на строительство и реконструкцию животноводческих ферм. Однако в условиях финансовой нестабильности, роста цен на промышленные товары, газ, электроэнергию, сохранения диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию многие сельхозтоваропроизводители не в состоянии погасить основной долг по инвестиционному кредиту по графику. К тому же построенные объекты требуют создания соответствующей инфраструктуры. Многим из подобных предприятий требуется отсрочка выплаты основного долга по инвестиционному кредиту.

Мы полагаем, что в современных условиях одним из важнейших инструментов прямого государственного регулирования развития АПК региона должна стать отсрочка основного долга по инвестиционным проектам в рамках национального проекта и Государственной программы. Если этот инструмент не будет задействован в ближайшее время, то предприятия не смогут осуществлять даже простое воспроизводство. Более того, государственное воздействие должно носить комплексный характер, нельзя уповать исключительно на кредитное регулирование. Государственное регулирование должно быть направлено на стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен по основным видам сельскохозяйственной продукции; оптимизацию межотраслевых ценовых отношений, способствующих повышению темпов расширенного воспроизводства, привлечению инвестиций и внедрению инноваций в аграрной сфере; развитие системы поддержки кредитования для обеспечения доступности большинству сельхозтоваропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов; формирование специализированных зон производства основных видов сельхозпродукции; развитие инфраструктуры аграрного рынка; совершенствование системы закупок продукции для государственных нужд, обеспечивающее расширение спроса на продукцию отечественного производства; рационализацию соотношения экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; обеспечение положительного сальдо во внешней торговле; восстановление продовольственной безопасности страны.

При выборе конкретных методов и форм регулирующего воздействия необходимо, чтобы любые регулирующиеся действия предпринимались тогда, когда потенциальные выгоды превышают потенциальные издержки от его применения. Среди альтернативных методов должны выбираться максимизирующие выгоду для аграриев и всего общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мордовия: стат. ежегодник / Федер. служба гос. статистики, Территориальный орган федер. службы гос. статистики по РМ. Саранск, 2008. С. 42.

2  Годовой бухгалтерский отчет Министерства сельского хозяйства и продовольствия РМ за 2005—2008 гг.

3 Там же.

4 Анализ производственно-экономической деятельности сельхозпредприятий Республики Мордовия по ожидаемым итогам работы за 2008 г. / Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.

Поступила 17.03.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная