А. Н. Григорьев. Стратегическое планирование развития региона: опыт Новгородской области

А. Н. ГРИГОРЬЕВ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА: ОПЫТ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГРИГОРЬЕВ Александр Николаевич, председатель экономического комитета Администрации г. Великого Новгорода Новгородской области, кандидат экономических наук, доцент.

Ключевые слова: методика; прогнозирование; валовый региональный продукт; показатели; социальное развитие планирования; ресурсообеспечение; многофакторная динамическая модель; темп роста; коэффициент

Key words: methods; prognostication; gross regional product; indices; social development of planning; supply of resources; multifactor dynamic pattern; rate of growth; coefficient

В условиях действия в регионе негативных тенденций экономического и социального характера, осуществляемых структурных преобразований, реализации целевых программ социально-экономического развития, инвестирования средств в основной капитал региона, развития социальной, рыночной и производственной инфраструктур система и механизм перспективного и стратегического планирования нуждаются в экономическом анализе функционирования региона, его структурных компонентов, комплексов и отраслей, характеризующих резервы достижения планируемого размера ВРП. Не менее важны исследования уровня использования трудовых, природных и информационных ресурсов, основных и оборотных фондов, анализ влияния внешней и внутренней сред на социальное развитие региона, позволяющий установить отклонения фактических данных обобщающего и частных уровней качества жизни граждан от плановых, наметить комплекс мер экономического, структурно-организационного, социального и финансово-инвестиционного характера для достижения уровня социального развития, соответствующего ресурсообеспечению предпринимаемых мер.

Для исследования регионального развития и его прогноза определяющим является выбор показателей. Среди частных показателей наиболее часто используют демографические показатели, характеризующие развитие рынка труда в регионе. С. Н. Смирнов детально анализирует вопросы отбора показателей для прогнозирования уровня регистрируемой безработицы на базе государственной статистики, а также способы верификации результатов прогнозирования1. Проведенная им группировка регионов РФ (без Чечни) по выбранной системе показателей позволила сформировать три типа регионов, различно реагирующих на управляющие воздействия региональной политики. К I типу относятся регионы с высокой степенью вероятности отсутствия обострения ситуации на рынке труда в ближайшей перспективе. Регионы II группы оцениваются значительным потенциалом дальнейшего роста безработицы. Регионы III типа могут быть охарактеризованы как «промежуточные». Отметим, что Новгородская область относится к I типу.

Результаты анализа и прогнозирования занятости населения в регионе служат основой разработки соответствующих программ, направленных на повышение уровня жизни населения. Это предполагает необходимость формирования и реализации политики повышения занятости населения в системной взаимосвязи со структурной модернизацией, повышением эффективности труда, уровня доходов и оплаты труда, снижением уровня бедности. Поскольку реализация этих направлений социально-экономической политики требует значительных затрат, то актуализируется проблема обеспечения их оптимального сочетания, учитывающая конкретные условия и финансовые возможности региона в прогнозируемый период времени. В качестве переменных используются краткосрочные экономические индикаторы, определяющие будущие налоговые поступления. Иными словами, реализуется задача прогнозирования налоговых поступлений методами регрессионного анализа с оперативным горизонтом прогнозирования (месяц).

Прогнозированию предшествуют этапы формирования целей развития объекта, сбор информации, ее анализ, выбор системы показателей, адекватно характеризующих цели развития объекта, диагностика текущего состояния объекта с выделением позитивных и негативных тенденций развития. Этапы анализа, формирования системы показателей и диагностики объединяются в процедуру проведения мониторинга социально-экономического развития региона.

Если возникает вопрос об альтернативном выборе целей социально-экономического развития, то следует признать, что, по крайней мере, в ближайшие годы преимущественное значение будут иметь экономические цели, которые, однако, распространяются и на социальную сферу. Для этого должна проводится политика достижения максимального эффекта от реализации экономических целей на микро-, мезо- и макроуровне, сбалансированная в определенной пропорции с реализацией социальных целей повышения эффективности труда и социального развития. Критерием оптимального соотношения экономических и социальных целей является максимальный эффект от их совместной (системной) реализации.

Региональная политика, в том числе экономическая, строится на системе, содержащей критериальные требования (системная обоснованность, адресность, ответственность, контроль и др.), уровни управления (федеральный, субфедеральный, межрегиональный), целевые приоритеты (совершенствование налогово-бюджетных взаимоотношений, формирование финансовой целостности региона, защита и поощрение конкуренции и пр.) и механизмы реализации2.

При постановке цели комплексного развития регион представлен как сложная социально-экономическая система. Целевые установки, характеризующие достижение цели социально-экономического развития региона, описываются через совокупность показателей, отражающих взаимосвязи рассматриваемой системы. Основными уровнями, на которых строится ее структура, являются объемы производства, основные фонды, население, финансы. Эти показатели взаимосвязаны с объемом ВРП на душу населения, инвестиций, расходов на социальные программы, средней заработной платы и величины прожиточного минимума, доли безработных в общей численности трудоспособных, показателем, характеризующим положение региона (донор / реципиент).

В качестве основного прогнозно-аналитического документа используется долгосрочная концепция стратегического комплексного социально-экономического развития региона, так как она, являясь документом, включает определение стратегических целей развития региона и средств их достижения. В соответствии с назначением долгосрочная концепция комплексного социально-экономического развития региона содержит ряд блоков.

Рисунок доступен в полной PDF версии.

Эти блоки имеют различное функциональное назначение: аналитический блок определяет роль и функции региона в новых условиях хозяйствования; ресурсный — ресурсные и финансовые механизмы реализации концепции, источники ресурсов и дает их количественную и качественную оценку; организационный блок определяет и обосновывает организационный механизм управления реализацией концепции, критерии и методы ее оценки, методическую и организационную схему мониторинга.

Нами была проведена серия преобразований и расчетов по показателям, характеризующим темп роста ВРП Новгородской области, и разработан прогноз на 2007—2008 гг. Построение многофакторных моделей проводилось по четырем основным этапам: выбор объекта исследования и его обусловливающих факторов, первичная статистическая обработка исходной информации, построение уравнения множественной регрессии и оценка существенности связи, определение прогнозных значений и доверительных интервалов3.

Процессу построения экономико-математических моделей должно предшествовать тщательное изучение природы объекта, его взаимосвязи с другими объектами и условиями (факторами), в которых осуществляется его изменение. Объектом прогнозирования социально-экономического развития Новгородской области стал темп роста ВРП.

Достаточно сложным вопросом является выбор основных факторов процесса производства для включения в статистические модели. Их анализ осуществляется на основе экспертных оценок. Основным признаком отбора факторов является их максимальное количество, поскольку чем больше их исследуется, тем точнее результаты. Наиболее целесообразно применение этого подхода в прогнозировании, когда в качестве основообразующих показателей социально-экономического развития региона выбираются факторы, характеризующие производственные процессы и экономическую инфраструктуру региона. В их составе рассматриваются численность наличного населения (тыс. чел.), среднегодовая численность занятых в экономике (тыс. чел.), общая численность безработных (чел.), производство продукции сельского хозяйства (млн руб.), продукция промышленности (млн руб.), инвестиции в основной капитал (млн руб.), ввод в действие общей площади жилых домов (тыс. кв. м), грузооборот предприятий транспорта общего пользования (млн км), оборот предприятий розничной торговли (млн руб.), оборот предприятий общественного питания (млн руб.), платные услуги населению (млн руб.), внешнеторговый оборот (млн долл. США), основные фонды в экономике (млн руб.).

Необходимо отметить, что ни одна система показателей не может быть абсолютизированной. Пристрастие к тем или иным показателям определяется в первую очередь практическими задачами, а возможность эффективно использовать тот или иной показатель во многом зависит от цели исследования.

Прогноз и анализ темпов роста ВРП ставят целью измерить влияние каждого фактора на результативный признак, а также их совокупное влияние. Однако ввод большого числа факторов в модель не всегда приводит к точным результатам, поскольку на результативный признак влияет значительное количество случайных факторов, которые необходимо исключить. Процедура исключения производилась нами на основе логического и статистического анализа.

При отборе включаемых в систему модели факторов посредством логического анализа учитывалось, что перечень факторов был обоснован теоретически, т. е. при построении многофакторной модели была сделана попытка абстрагироваться от влияния несущественных переменных; перечень условий не был сделан слишком большим, так как полученная модель должна быть простой и наглядной; факторы, связанные функционально, в модель не включались; учитывались условия изменения факторов во времени; была установлена классификация факторов, которая дала возможность определить динамику показателя, рассчитать влияние каждого фактора в отдельности и учесть их эффективность.

Процедура исключения факторов на основе статистического анализа была реализована посредством автокорреляции и мультиколлинеарности. В результате предварительных расчетов выяснилось, что из 13 исследуемых факторов наиболее существенное влияние на темп роста ВРП региона оказывают внешнеторговый оборот, основные фонды в экономике, общая численность безработных, продукция промышленности.

Экспериментальная оценка показала, что полученная модель соответствует фактическим данным. Об этом свидетельствует проверка модели и ее параметров по F-критерию Фишера и i-критерию Стьюдента. Это предположение подтверждается и высоким коэффициентом множественной корреляции. В этом случае модель пригодна для принятия управленческих решений и осуществления прогнозов на краткосрочную перспективу. В нашем случае влияние факторов (оцениваемое на основе множественного коэффициента детерминации, равного 98 %) значительно, но не равно 100 %, что подтверждает вывод о том, что можно рассматривать включение в модель еще одного-двух факторов.

После того, как определено параметризованное уравнение многофакторной динамической модели, проверено по всем статистическим критериям, его можно использовать для практических целей и прогнозировать значение результативного показателя у, с учетом доверительных интервалов, подставляя значения факторных признаков.

Экономические проблемы Новгородской области не позволяют надеяться на радикальные изменения в социально-экономической политике региона. Вследствие этого в ближайшей перспективе маловероятны сколько-нибудь ощутимые сдвиги в структуре ВРП Новгородской области. Поэтому принимается условное допущение о равномерных по годам темпах его роста. Подобное допущение следует считать абсолютно условным, но оно дает возможность использовать прогнозные значения факторных признаков на основе среднегодовых коэффициентов роста.

Таким образом, прогнозирование на основе временных рядов с помощью корреляционно-регрессионного анализа, по нашему мнению, следует осуществлять в следующей последовательности. Во-первых, в полученную параметризованную модель подставляются прогнозные значения факторов для регрессионной модели, которые можно рассчитать на основе среднегодовых коэффициентов роста.

Формула доступна в полной PDF версии.

Таким образом, на основе многофакторных динамических моделей можно провести прогноз исследуемого показателя. Необходимо заметить, что многофакторные модели дают хорошие результаты прогноза в условиях экономики, характеризующейся стабильностью отраслевой структуры производства, слабыми спадами и подъемами объемных показателей, поэтому проведенные нами расчеты подтвердили возможность использования предложенной методики для краткосрочного прогнозирования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Смирнов С.Н. Использование показателей государственной статистики для прогнозирования уровня регистрируемой безработицы // Вопросы статистики. 2000. ¹ 7. С. 7—14.

2 См.: Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческих решений. Прогнозирование — планирование. Теория проектирования экспериментов. М.: ТОО МПЦ «Крылья», 1997. 398 с.

3 См.: Статистический факторный анализ в экономике: учеб. пособие / сост. Г.В. Лебедева, ОД. Притула, Г.В. Фетисова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2002. 144 с.

Поступила 21.11.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная