Т. Е. Васильева. Региональный музей как центр духовной жизни

Т. Е. ВАСИЛЬЕВА

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ЦЕНТР ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

ВАСИЛЬЕВА Татьяна Евгеньевна, соискатель кафедры кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин Лесосибирского филиала Сибирского Государственного технологического университета.

Ключевые слова: духовная жизнь общества; образование; наука; духовные потребности; культурный центр региона; музей; роль музея; функции музея; экспозиция музея; музейная деятельность как компонент образования; музей и человек; ценности культуры; национальное наследие; любовь к отечеству; формирование национальной культуры; социально-культурная активность

Key words: spiritual life of the society; education; science; spiritual needs; cultural centre of the region; museum; the role of the museum; the functions of the museum; the exposition of the museum; museum work as a component of education; museum and man; culture values; national heritage; love to the Motherland; forming the national culture; social and cultural activity

Музеи всегда являлись очагами исторической памяти, культурных традиций и преемственности поколений. Они формируют у современников любовь к отечеству, своему краю, стимулируют их социально-культурную активность. Коллекционирование и хранение раритетов держатся на трех китах — религии, искусстве и образовании. Затем был добавлен наиболее важный для музейного дела «четвертый кит» — наука. В эпоху Возрождения, в период расцвета гуманистической философии, искусств и ремесел, с появлением гениальных творений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, начали собирать живописные произведения, скульптуру, драгоценности, предметы декоративно-прикладного искусства. В этот период появляются блистательные коллекции Ватикана и Флоренции, «кунсткамеры» и «реликварии» в Германии, собрания диковинных предметов и «кабинеты» во Франции. В эпоху Просвещения XVII—XVIII вв. музейная деятельность становится непременным компонентом образования. Появляются многочисленные и разнообразные музеи при университетах, которые успешно сочетают активную просветительную деятельность с использованием музейных коллекций для научных исследований.

Развивалось музейное дело и в России, но особенно оно активизировалось в годы советской власти. Однако из храма муз, из святилища просвещения и науки музей был трансформирован в политико-просветительное учреждение, где любая экспозиция (художественная, этнографическая или историко-мемориальная) должна была наглядно отражать классовую борьбу и победу рабочего класса1. Российский музей конца XX — начала XXI в. сохранил присущую ему в советский период массовость деятельности, но вернул себе изначальную сущность научно-просветительного учреждения, которое фиксирует, сохраняет и в доступной широким слоям населения форме демонстрирует предметное и природное окружение человека.

Основной заботой в прошлом музейного учреждения была экспозиция, а сегодня центром его внимания стал посетитель, но при этом ценность и уни кальность музейных экспонатов не утратили значимости. Каждая вы ставка призвана отвечать интересам аудитории, отражать требования обще ственного мнения, школьных или вузовских учебных программ, соответствовать тенденциям общественного развития, страны или конкретного региона. Современный музей реализует федеральные, региональные, ведомственные или другие социально-культурные программы; решает в их рамках образовательные, просветительные, рекреативно-развлекательные задачи. В настоящее время правомерно классическое определение музея как «храма муз», «научно-исследовательского и научно-просветительного учреждения, осуществляющего комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естествознания, истории, материальной и духовной культуры»2.

Международный совет музеев (ИКОМ) исходит из того, что «музей — это постоянное учреждение, не преследующее цели извлечения доходов, находя щееся на службе интересов общества и его развития, доступное для публики, занимающееся исследовательской работой, направленной на изучение матери альных ценностей народов и их окружения. Музей приобретает эти матери альные свидетельства, хранит их,

знакомит с ними и экспонирует их в целях изучения, образования, развлечения. Музей осуществляет эту деятельность без какого бы то ни было ограничения со стороны каких-либо руководящих органов территориального характера или функциональных структур»3. Президент Ассоциации музеев Канады Ф. Бруссо подчеркнула тот факт, что в настоящее время музеи существуют главным образом для людей, они не имеют ни какого значения без своей аудитории4.

Во главу угла положена связь музея с человеком, аудиторией, обществом и его актуальными по требностями. Но при этом сохраняются традиционные функции музея — от бор, исследование, хранение и экспозиция ценностей истории и культуры. Музей как полифункциональный центр духовной жизни общества интегрирует ценности мировой и отечественной культуры, дает возможность человеку обрести вдохновение в окружении раритетов, организует сменяющие друг друга выставки, отвечающие требованиям современной культуры. Сегодня музей — это клуб, объединяющий людей интересом к своему национальному достоянию и его сохранению; университет, эффективно способствующий повышению уровня образования в самом широком смысле этого понятия; театр, воскрешающий наиболее яркие страницы истории или воспроизводя щий живую природную среду; ярмарка, где можно приобрести художественные репродукции или произве дения прикладного творчества5.

Осознавая глобализацию экономики, стирание информационных границ, создание межнациональных и трансконтинентальных корпораций, общество возлагает на музеи исторически значимую задачу сохранения национально-культурного достояния и в первую очередь нематериального наследия. Однако эта задача решается не всегда успешно. Ж. Фавье писал: «На ступает эпоха приоритета духовного развития. Список его становится длин нее, в него входят: поступки, обычаи, способы существования и мышления стран и народов, связанные или не связанные с ними напрямую, которым угро жают с давних пор — модернизация общества, и с недавних — глобализация. Из-за них нематериальное достояние может исчезнуть, если мы не возьмем его под свою защиту»6.

Экспозиция музея — это визитная карточка региона. Приезжая во Владимир, Казань, Саратов, Саранск, десятки других городов страны, большинство людей начинает знакомство с городами с посещения историко-краеведческих, литературных, художественных и дру гих музеев. Благодаря музеям повышается статус региона, создается определенный нравственно-психологический климат, способствующий обогащению его обще ственно-политической жизни7. Музеи не только удовлетворяют сложившиеся духовные потребности на селения региона и посещающих его туристов, но активно формируют эти по требности, стимулируя интерес людей к своему национальному наследию, достижениям художественной культуры, непреходящим ценностям отече ственной и всемирной истории.

Включаясь в духовную жизнь общества, музей расширяет свои функции. Храня и экспонируя в своих стенах раритеты истории и культуры, современ ный музей решает актуальные задачи общественного развития. Музей заставляет посетителей осмыслить прошлое, оценить экономические, военные, науч ные, художественные, бытовые и иные достижения предков, понять истоки, природу и значимость наиболее ярких явлений в истории и культуре. Музеи тем самым участвуют в формировании национальной идеи, способствуют ста новлению патриотических чувств, активно воздействуют на процесс сохране ния и дальнейшего обогащения национально-культурных традиций. Современ ный музей как сложившийся культуроохраняющий институт принимает на себя и культурообразующую, культуросозидающую функции, и в этом прояв ляется важнейшая тенденция развития музейного дела в XXI в.8

Информационный ресурс музеев XXI в. объединяет прошлое и настоя щее, интегрирует все многообразие экономической, политической и обще ственной жизни, носит междисциплинарный характер. Отражая природную и социальную сторону бытия, музей удовлетворяет требования естествен но-научных и гуманитарных дисциплин.

Преобразование музейных учреждений в центры духовной жизни общества — это закономерная тенденция их развития в XXI в., естественная реакция на потребности общества в сохранении, эффектив ном использовании и воспроизводстве историко-культурного наследия, без которого невозможен процесс просвещения, образования и воспитания, акти визации духовной жизни региона. Муниципальные музеи, органично участвуя в повседневной жизни отдаленного района, края или области, ближе его насе лению, чем музеи-гиганты в культурных центрах. Эти небольшие музеи в пер вую очередь призваны решать важнейшую социально-педагогическую задачу преобразования приходящих в музей людей из объектов просветительного воздействия в субъекты социально-культурного творчества, в активных преемников непреходящих традиций отечественной культуры9.

Новым направлением музейной практики стало содружество с универси тетами и исследовательскими учреждениями в разработке актуальных проблем истории, археологии, этнографии, искусствознания, культурологии, педагогики, психологии и др. Таким примером утвержде ния в качестве центра духовной жизни региона могут служить Красноярский крае ведческий музей, Минусинский краеведческий музей, Енисейский краеведче ский музей и другие музеи Красноярского края. Городской музей г. Лесосибирска Красноярского края также является центром духовной жизни региона. Это музейное учреждение, соседствующее, с одной стороны, с сибирской природой, с другой — с многоэтаж ными жилыми домами и зданиями учреждений. Он ориентирован на школьни ков, дошкольников, студентов, аспирантов, пенсионеров, представителей дру гих групп населения. Ряд высших учебных заведений Красноярского края имеет свои про фильные музеи, которые изначально ориентированы на участие в решении научных и образовательных задач.

Во времена советской власти российские музеи использовались в различ ных формах борьбы с религией. В настоящее время страна и общество избав лены от парадоксальной ситуации: в художественных музеях, экспонаты кото рых в основном связаны с библейскими и евангельскими сюжетами, было запрещено говорить о Священном Писании. В Исаакиевском соборе на фоне огромной витражной фигуры Господа, «Тайной вечери», «Страшного суда» и «Видения пророка Иезекииля», икон главного алтаря и других шедевров культового искусства экскурсоводы были обязаны произносить антирелиги озные тезисы. На смену бессмысленной конфронтации с церковью пришло время конструктивного сотрудничества с ней, способствующего просвети тельной работе в музее и обогащению гуманитарной деятельности религи озных конфессий10.

В развитии туризма также велика роль современного музея. Наиболее распространен в мире познавательный туризм, когда туристические визи ты, например, в Красноярский край, Москву, Санкт-Петербург и другие регио ны России связаны с посещением музеев. Ведущее место в мировой экономике туризм занял благодаря музеям, а туризм внес свою лепту в создание финан совой базы функционирования многих музейных учреждений.

Таким образом, музей, имевший в прошлом ореол сак-ральности, табуирован ности и закрытости, живет в едином ритме жизни со своими посетителями, полезен как в области научных интересов, так и досуге.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Труды I Всероссийского музейного съезда. Т. 1. М.: Политиздат, 1930. С. 109.

2 Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Рос. энцикл., 2000. 767 с.

3 XX Генеральная Ассамблея ИКОМ. Барселона. 6 июля 2001 года // Информ. бюлл. ИКОМа в России. М.: Просвещение, 2001. С. 14.

4 См.: Бруссо Ф. Опыт канадских музеев: возрастающее взаимодействие с обществом // Музей и общество: материалы междунар. конф. Красноярск: Высш. шк., 2002. С. 53.

5  См.: Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2005. С. 21.

6  Информ. бюлл. ЮНЕСКО РАН. Вып. VII. М.: Академия наук, 2002. С. 144.

7  См.: Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система ... С. 24.

8 Там же. С. 27.

9 Там же. С. 37. 10 Там же. С. 42.

Поступила 28.08.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная