Е. Н. Михайлов. Проблемы формирования интренет-сообществ

Е. Н. МИХАЙЛОВ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ

МИХАЙЛОВ Евгений Николаевич, аспирант кафедры социологии Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: Интернет; интернет-сообщества; социальные сети; информационное общество; социальные отношения; сети общего профиля; информационные технологии; специализированные сети; сообщество практиков; среда Интернет

Key words: the Internet; the Internet communities; social nets; information society; social relations; nets of general profile; information technologies; specialized nets; practical workers community; the Internet environment

В начале ХХI в. продолжают происходить процессы трансформации социальной реальности, обусловленные активным проникновением в общественное бытие информационных технологий. Поэтому необходимость социологического анализа разработки методологических подходов к изучению сети Интернет, ее влияния на взаимодействие между индивидами и социальными группами в условиях перехода к информационному обществу является весьма актуальной.

До сих пор в сознании большинства людей Интернет все еще остается беспорядочным нагромождением всевозможной информации, различных данных, в которых легко запутаться, но при этом современный человек все чаще обращается к нему для поиска необходимой информации. Пользователи Интернета используют новые возможности коммуникаций в поисках единомышленников и подходящей культурной среды. Интернет предоставляет богатейшие возможности ее осознанного выбора. Поэтому появление различных виртуальных сообществ является объективным и неизбежным.

По мнению Г. Рейнгольда, виртуальные сообщества — это социальные объединения, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго с целью сформировать сеть личных отношений в киберпространстве1.

Д. Дьюи высказал мысль о том, что общение имеет определяющее значение для формирования сообщества, любые виды человеческих сообществ выполняют функцию обучения, существуют критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации, того или иного сообщества. При этом Дьюи не ограничивал свой анализ только географически близкими группами, а рассматривал и возможность существования виртуальных сообществ2.

Среда Интернет — это совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, формирование и деятельность индивидуальных и групповых пользователей, составляющих аудиторию Интернета. Формирование интернет-сообществ является закономерным результатом развития и распространения сети Интернет. Это относительно неустойчивая совокупность людей, взаимодействующих посредством системы интернет-коммуникаций, обладающих общностью интересов и осуществляющих совместную деятельность в виртуальном пространстве. В Рунет отсутствуют четко структурированные сообщества, что определяется принципом строящихся взаимодействий, свободы вступления и выхода из состава сообщества; свободой выбора времени и объема участия в коммуникационных процессах, не предполагающей наличия строго формализованной организации. Однако неформальная структура существует, способствуя выбору направлений, корректировке или завершению взаимодействия членов виртуального сообщества, являясь структурой предпочтений или структурой коммуникаций. Сводится к минимуму возможность появления структуры власти, что связано с отсутствием социального контроля в интернет-сообществе.

Интенсивный процесс информатизации социального пространства, ускорение передачи и обработки информации, распространение системы Интернет являются предпосылками формирования нового качества отношений личности и социума, становления нового типа культуры. Эффективное использование социальных сетей для поиска и подбора персонала доказано на практике и не вызывает сомнений.

Социальная сеть может быть инструментом обучения и выполнять функцию профессионального развития, открывать новые возможности для получения сотрудниками необходимых знаний.

Социальные сети в Интернете зародились в 90-х гг. ХХ в. На Западе первая волна восторгов по поводу социальных сетей сошла, сейчас там наблюдается некий спад интереса, переосмысление подходов к их использованию. Ситуация в России несколько иная. По данным опроса Глас Рунета, социальные сети, в котором приняли участие более 2 тыс. активных пользователей Рунета, в том числе 86 % проживающих в России и 14 % проживающих за рубежом, большинство (66 %) опрошенных знают о существовании в Интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей и не пользуются ими, лишь 10 %3.

Социальные сети можно классифицировать с точки зрения обучения и развития и выделить два их вида, выполняющих обучающую функцию: социальные сети в свободном доступе (неспециализированные сети, для которых профессиональные сообщества не являются первостепенными; характерны сугубо профессиональные сообщества практиков (Community Practice)), а также социальные сети в корпоративном формате.

В 2008 г. наиболее популярными ресурсами по результатам опроса Гласа Рунета являются «Одноклассники» (74 %), «Мой мир» (40 %), «В контакте» (37 %), «Мой круг» (27 %), «Планета Рамблер» (24 %), «LovePlanet» (22 %)4.

Американской социальной сетью Facebook пользуются более 50 млн чел. Facebook позволяет преподавателям университетов создавать учебные курсы, а организации могут создавать закрытую корпоративную сеть сотрудников. Она предназначена для работников одной компании, которые могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д.

По результатам опроса английского эксперта в области e-learning Д. Харт (Jane Hart), проведенного в 2007 г., социальная сеть Facebook вошла в первую двадцатку рейтинга наиболее популярных инструментов (программного обеспечения) обучения и развития. Примерно по тому же принципу работает MySpace5. В Интернете существует несметное количество сообществ, предоставляющих возможность самообучения. Самостоятельное или самоуправляемое обучение (self-management learning) становится важной тенденцией в области обучения.

Специализированные социальные сети обычно являются платформой для сообществ специалистов. Они называются сообществами практиков (Community of Practice, CoP) и преследуют сугубо практические цели. Основной их функцией является объединение людей, заинтересованных в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании. Сообщества практиков могут состоять из ученых, инженеров, специалистов по маркетингу и др. При этом эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру.

Анализ результатов проведенного нами социологического исследования позволил выделить некоторые особенности формирования сети Интернет Республики Мордовия. Среди наиболее активных пользователей преобладают люди в возрасте 18—24 лет (50 %) и 25—34 лет (22,5 %). Более 60 % опрошенных являются мужчинами. Треть респондентов имеет высшее, а чуть более половины опрошенных — незаконченное высшее образование. Большинство пользователей (88,7 %) имеет доступ к Интернету дома. Ежедневно пользуются Интернетом 89 %, а 33 % находятся в Сети каждый день более пяти часов. Пользователей интересуют электронная почта (15,7 %), поиск информации в личных интересах (14,3 %), общение (13 %), развлечение (12,7 %), поиск информации в учебных целях (12,7 %), самообразование (10,2 %), поиск информации в рабочих целях (8,4 %) и др.

Постоянно участвуют в интернет-сообществах 30 % пользователей, 43 % периодически принимают участие, 27 % опрошенных никогда не принимали участие в интернет-сообществах. Основными для участников интернет-сообществ являются коммуникационный (общение с кем угодно) (40,7 %), познавательный (получение новых знаний, сбор информации) (20,3 %), деловой (пользователь расценивает Интернет как инструмент для решения своих деловых или профессиональных задач) (18,5 %), рекреационный (пользователь выдвигает на первый план реализацию развлекательных функций в Интернете) (7,4 %) мотивы. Таким образом, социальная значимость интернет-сообществ заключается в удовлетворении потребностей в информации, общении; обмене мнениями; развитии общего кругозора, повышающем интеллектуальный уровень личности; решении повседневных практических проблем; повышении профессионального уровня; организации процесса систематического обучения (посредством системы дистанционного образования); развлечении. Более того, в современных условиях интернет-сообщества обладают коммуникационным потенциалом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Rheingold H. The Virtual Community — Perennial, 1994. 416 с.

2 См.: Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000. 383 с.

3 См.: Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения: 13.04.2009).

4 Там же.

5 Там же.

Поступила 24.04.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная