И. С. Мавляутдинов. Межконфессиональный мир и консолидация общества в практике ислама

И. С. МАВЛЯУТДИНОВ

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ МИР И КОНСОЛИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА В ПРАКТИКЕ ИСЛАМА

МАВЛЯУТДИНОВ Ильдар Сафиуллович, старший преподаватель кафедры философии Камской государственной инженерно-экономической академии, кандидат социологических наук (г. Набережные Челны).

Ключевые слова: консолидация; социальная этика; ислам; религия; культура; конфессия; мотивация; тюркоязычные народы; канон; воспитание; традиция

Key words: consolidation; social ethics; Islam; religion; culture; confession; motivation; Turkic-language peoples; canon; education; tradition

Ислам является традиционной религией для многих тюрко-язычных народов Поволжья и Приуралья. Его официальное принятие Волжской Булгарией в 922 г. обусловило развитие самосознания народов, исповедующих мусульманство, в сторону исламского востока. Многовековой опыт мусульманских народов в плане воспитания на основе исламских канонов и традиций, цивилизации и культуры оставил глубокий след в сознании народов, исповедующих мусульманство. В течение одиннадцати веков, несмотря на политические и социально-экономические перемены, ислам остается одной из основных составляющих общественно-культурной жизни народов, проживающих на территории Поволжья и Приуралья.

В современном обществе религия играет все большую роль. По мнению главы Центрального духовного управления мусульман Т. Таджуддина, «…ислам надо не возрождать, а осмысливать»1. Осознанное возрождение морально-этических, нравственных норм религии, в частности ислама, может, на наш взгляд, заметно повлиять на духовно-нравственное оздоровление общества. Поэтому определение роли ислама в социально-политической жизни и духовной культуре народов, традиционно исповедующих ислам, является исключительно актуальным с научной и практической точек зрения.
Результаты социологического исследования Института социально-экономических и правовых наук Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан позволяют утверждать, что на формирование духовной культуры народов Поволжья и При-уралья существенное влияние оказала исламская традиция2. Это влияние проявляется и на современном этапе развития общества как система ценностей и норм, в значительной степени определяющая социальное поведение верующих.

Ислам провозглашает равенство всех народов перед Богом, представляя собой таким образом мощный потенциал общечеловеческих ценностей. Хадис «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» как нельзя лучше характеризует принцип, которым должны руководствоваться в своих взаимоотношениях государства, нации, политические группы, общины верующих. Согласно исламу, человечеству необходимо строить свои отношения, основываясь на идеях именно этого принципа, культивируя в общественном сознании идеалы нравственности, толерантности и гуманизма. Влияние религии в сфере гуманизации и укрепления нравственности членов общества актуально по сей день. Так, как показывают результаты нашего исследования, 73 % считают, что религия способствует росту нравственности членов общества.

Другим направлением проникновения ислама в современное общество является то, что влияние и организующая роль религии в формировании правовых основ взаимодействия вряд ли могут быть оспорены, ибо они заключены в укоренении и укреплении в обществе принципов законопослушности, свойственных правовому государству, посредством легитимации государственного права в сознании верующих.

Ислам не различает религиозное и светское, все (от глобальных мировых до бытовых проблем) находит свое место в теоретическом объяснении исламской картины мира. Поэтому понимание морали аналогично христианскому как отдельной субстанции отнюдь не приемлемо для мусульман. Этика, мораль, нравственность в мусульманском понимании являются понятиями тождественными и имеют религиозный оттенок. В связи с этим утверждение, что «право есть низший предел или определенный минимум нравственности»3, являющееся исходным и определяющим значения нравственности, морали и права, для мусульман имеет исключительно религиозный смысл.

Вместе с тем 46 % опрошенных нами мусульман согласны с мнением, что религия может способствовать установлению конституционного порядка в государстве, но 33 % с этим не согласны.

Следующим направлением проникновения ислама в современный социум являются предпринимательская, профессиональная и хозяйственная деятельности. Заметим, что возникновение той или иной формы профессиональной этики является результатом взаимодействия практической деятельности. Однако задача общей и профессиональной этики заключается не только в том, чтобы выявить основные социальные ценности и связать их в определенное практическое нравоучение, но и сформулировать определенный кодекс поведения. Примером этому может послужить современный исламский мир, представленный ближневосточными мусульманскими государствами. Экономическое положение большинства государств исламского мира определяется тем, что они выступают в роли сырьевых поставщиков.

Идейные представления ислама поощряют и приветствуют торгово-рыночные отношения. Однако эти идеи в России выражены в меньшей степени по причине интенсивного процесса секуляризации в период советской власти. Доктрина исламской этики не противостоит развитию рыночной экономики. Более того, исламская традиция предусматривает развитие общества, учитывая настолько, насколько это возможно, принципы нравственности, не ущемляя права и свободы окружающих.

Нельзя не сказать о влиянии религии на семью. Безусловно, из всех социальных институтов именно семья выполняет (помимо социального окружения) основную роль в воспитании человека, формировании и становлении его как личности. Современная семья может функционировать не посредством только кровнородственной связи, но и посредством наличия внутренней духовной прочности, взаимного тяготения, чему в исламе придается огромное значение. В современных условиях семья может стать «органом» воспитания только в том случае, если в ней царит морально-нравственная атмосфера. Достичь это можно при условии, если она будет духовно целостна. Показательны в этом отношении и результаты нашего исследования: 72 % опрошенных считают, что религия способствует созданию и укреплению основ семьи.

Необходимо особо отметить исключительно негативное отношение ислама к самоубийству. Современное общество, скоротечные перемены и социальные трансформации актуализируют вопрос места и роли человека в обществе. Люди, не нашедшие в нем себя, склонны к суициду. Язычество и атеизм «питали» эту жажду.

Принцип «прав человека» не содержит препятствий, которые сдерживали бы человека от самоубийства. Самоубийство как более или менее часто повторяющаяся индивидуальная практика может принимать эпидемические параметры, особенно если принять во внимание известную всем культурам «заразительность» идеи самоубийства.

Анализируя статистику самоубийств, Э. Дюркгейм пришел к выводу, что общепринятые предполагаемые мотивы самоубийств (нищета, семейное горе, ревность, алкоголизм, наркомания, проституция, физические страдания, психологическое расстройство, отвращение к жизни и пр.) «в действительности не являются его настоящими причина-ми»4. К настоящим причинам он отнес вполне определенные черты общества, а именно: состояние морального распада, дезорганизацию, ослабление социальных связей, разрушение коллективного состояния сознания, т. е. религиозности. Именно религиозности принадлежит огромная (если не определяющая) роль. Вера способна протянуть руку помощи в моменты морально-психологического упадка, в состоянии безысходности и отчаянности. Влияние религии на общество в психическо-эмоциональном аспекте остается актуальным и сегодня. Согласно результатам нашего исследования, 82 % опрошенных считают, что религия способствует морально и психологически перенести трудности жизни.

Таким образом, ислам на определенном уровне общественного сознания выступает фактором мотивации социального поведения верующих, оказывает позитивное влияние на различные стороны их функционирования. Это влияние в большей степени выражается в духовно-нравственной сфере общественного сознания, привнося значимый вклад в оздоровление духовно-нравственного климата современного общества, что в итоге является залогом укрепления стабильности в обществе. Однако необходимо помнить о том, что главная цель ислама — преуспевание и процветание человека в земной и загробной жизни. Религия остается в истинном понимании религией только в том случае, если она приносит добро и мир для человечества.

История развития человечества, подчеркивая позитивную роль религии в жизнедеятельности того или иного общества, государства, подтверждает положение о том, что только внутренняя духовно-нравственная жизнь личности есть та главная творческая сила человеческого бытия, которая является единственно прочным фундаментом культурного и общественного строительства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Таджуддин Т. Обратимся к нашему многовековому опыту // Наука и религия. М., ¹ 7. С. 16—20.

2  Социологическое исследование проводилось в различных районах Республики Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, За-инский, Актанышский районы). Объем квотной выборочной совокупности составил 524 чел.

3 Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. С. 31.

4 Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994. С. 128.

Поступила 15.04.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная