Д. В. Орлов. Глобальное и локальное: ролевая субкультура российских регионов

Д. В. ОРЛОВ

ГЛОБАЛЬНОЕ И ЛОКАЛЬНОЕ: РОЛЕВАЯ СУБКУЛЬТУРА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

ОРЛОВ Дмитрий Владимирович, аспирант кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета.

Ключевые слова: молодежь; субкультура; ролевое движение; глобальное; локальное; региональное; толкиенизм; социальный феномен

Key words: young people; subculture; role movement; global; local; regional; tolkienism; social phenomenon

Современная культура российского общества является результатом многочисленных изменений его общественного устройства и специфическим местом России между Востоком и Западом. Последствия глобализации (развитие информационных технологий и масс-медиа) до сих пор не привели к становлению информационного общества, однако укрепили за большинством стран постмодернистское понимание культуры и демонстративную модель потребления. Современное российское общество, с запозданием вступившее на путь конкурентоспособности идей, во многом является разделенным в силу региональных особенностей и, что самое важное, культурной раздробленности.

Изначальным импульсом к возникновению в России субкультуры ролевого движения стала книжная мода на произведения Дж. Р. Толкина. Увлечение молодежи «миром» этого писателя привело к становлению в регионах ролевых игр. Первая всероссийская ролевая игра состоялась в 1990 г. под названием «Хоббитские Игрища». Именно эта дата и стала точкой отсчета ролевого движения в России, определявшегося тогда еще как толкиенизм и бывшего одним из неформальных сообществ центральных городов России конца 80-х гг. Картина неофициальной культуры молодежи в то время была достаточно разнообразна, но в целом ее можно подразделить на группы культурно-досуговой ориентации, группы альтернативного образа жизни и социально-политические группы1. В качестве основных источников формирования ролевого движения исследователи называют различные неформальные молодежные субкультуры и организации. Так, одни авторы указывают на клубы любителей фантастики, военно-исторические (патриотические) клубы и тусовки неформалов2, другие считают толкиенизм продолжением хиппизма, клубов самодеятельной песни и туристического движения3. В любом случае можно утверждать, что ролевое движение возникло и развивалось на основе российского культурного пространства как объединение усилий и навыков разнонаправленных неформальных групп, а не как заимствование западной культуры, являющееся наиболее частым механизмом воссоздания субкультур.

Центрами толкиенистского (впоследствии и ролевого) движения с начала 90-х гг. становятся крупные российские города: Екатеринбург, Казань, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург. Именно там были проведены первые крупные ролевые игры и фестивали — «конвенты». Центростремительное движение субкультуры, увеличивающее ее сплоченность вокруг культурных мегаполисов, способствовало формированию и укреплению традиций ролевых игр, становлению статуса ролевой субкультуры. Усиление авторитета некоторых регионов привело к расколу и падению качества ролевых игр в период с 1999—2001 гг. Группы их организаторов (мастеров) распадаются. По мнению Л. Бочаровой, вся страна разделилась на региональные игровые «зоны», среди которых активно действовало несколько успешных мастерских групп всероссийского уровня. Такие группы организовывались вне территориальной основы, образуясь из мастеров и «игротехников» различных регионов4. Такая территориальная разделенность обогатила ролевое движение, поскольку в каждом региональном центре создавалась собственная атмосфера игр. В условиях децентрализации возникают различия в трактовке и проведении ролевых игр в силу своеобразия индивидуальной истории возникновения местного сообщества и степени благоприятности условий. Так, для Северо-Западного региона в становлении ролевых игр было характерно влияние хиппи и туристов, а также фэндома и клубов самодеятельной песни. Ролевое движение в Омске базировалось на историческом моделировании, обусловив интерес ролевиков к историческим играм и анту-ражной стороне игр5. Региональная специфичность ролевого движения в Ульяновске обусловлена тесным взаимодействием ролевиков с членами клуба фехтования и борьбы «Рысь»6. Тусовки как самобытный центр «неформальной» ролевой коммуникации, по данным исследований НИЦ «Регион», оставались характерными только для центральных городов России (Москва и Санкт-Петербург). Однако такие города, как Ульяновск, восприняли поволжскую модель криминальных молодежных группировок по примеру «казанского феномена», и такая специфичность субкультуры ролевиков была препятствием для развития.

Централизация ролевых игр, несмотря на сложившуюся практику региональности этой субкультуры, имеет своих сторонников. Обсуждается возможность создания единой российской системы или ассоциации ролевого движения. Однако большинство ролевиков опасается такой возможности, поскольку выстраивание общей иерархии может угрожать общему духу свободы ролевых игр, унаследованному от неформальных течений конца 80-х гг. Поэтому в настоящее время организация игр и мероприятий осуществляется отдельными творческими коллективами7, что отвечает негласным приоритетам сообщества. Ю. Ледякова, например, считает, что ролевиков невозможно объединить в вертикальную структуру, потому что эта субкультура в силу своей неформальности основана на горизонтальных социальных сетях8.

Ролевое движение, являясь одной из наиболее крупных молодежных субкультур на территории России, существует в условиях территориальной неопределенности приоритетов. Учитывая данные опросов 2002 г., молодые люди не считают, что их благополучие зависит от общества (64 %). Приоритетными они считают создание условий, при которых «каждый мог бы позаботиться о себе и своих близких» (48 %)9. Согласно данным опроса 2003 г., 61 % респондентов в возрасте от 18 до 35 лет стремится как можно быстрее уехать из родного города или села10, что подчеркивает тенденцию к автономности не только от общества, но и семьи. Приходится констатировать, что молодежь привыкла рассчитывать в первую очередь на свои силы, и в ближайшем времени ситуация вряд ли изменится. Современный экономический кризис снова подвергает сомнению доверие к государству. Поиск значимой референтной группы на локальном уровне, которой для молодых чаще всего становится неформальная субкультура, способствует социальной интеграции индивида, утратившего доверие к государству, а игровая парадигма ролевого движения позволяет приспособиться к неустойчивому социальному обществу эпохи постмодерна.

Ролевое движение — явление глубоко специфичное для современной российской действительности. Этот социальный феномен как субкультура стал результатом изменений, вызванных массовой западной культурой на постсоветском пространстве, но ролевое движение как социальная группа сформировалось на основе региональной специфики неформальных молодежных объединений России. Даже в эпоху культурной нестабильности и заимствования западных образцов субкультура ролевого движения обладает независимостью и национальной специфичностью.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Славко М.А. Ролевое движение в России в 1990—2006 годах. Тверь: ТГУ, 2007 С. 19.

2 См.: Фетисов Б. О загнивании // Арда на куличках. URL: http://www. kulichki.ru (дата обращения: 22.06.2007).

3 См.: Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социол. исслед. 1998. ¹ 11. С. 98.

4 См.: Бочарова Л. История Ролевого Движения в России — от Античности до Нового времени. URL:/www.rpg.nsk.ru (дата обращения: 20.06.2007).

5 См.: Славко М.А. Ролевое движение в России ... С. 58.

6 См.: Пилкинтон Х., Омельченко Е., Флинн М., Блюдина У., Старкова Е. Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб.: Алетейя, 2004. С. 126.

7 См.: Толмачев С. Ролевое движение и партийное строительство 2001. URL: www.rpg.nsk.ru (дата обращения: 01.05.2007); Осипов В. Перспективы развития ролевых игр 2002. URL: www.orclub.ru (дата обращения: 01.05.2007).

8 См.: Ледякова Ю. О партии и попытке организации ролевого движения в вертикаль // Magister Ludi. 2004 ¹ 6.

9 См.: Качкин А. Принципы и ценности молодежи // База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru (дата обращения: 05.06.2007).

10 См.: База данных ФОМ // Опросы: современные выпускники. URL: http://bd.fom.ru (дата обращения 05.06.2007).

Поступила 10.01.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная