Е. А. Либба. Переосмысление пространства в средневековом Рим
Е. А. Либба
Переосмысление пространства в средневековом Риме
Е. А. Либба, аспирант кафедры культурологии Мордовского государственного университета
Мне бы хотелось сказать в русле «языка Бога», что XIII век — век повсеместных подсчетов. Торговцы, в большинстве случаев исполнявшие также обязанности менял, в связи с возрастающей ролью денежных отношений все больше внимания уделяют ведению счетов. В книге об основах счета, написанной в 1202 г. вводятся цифры, изобретенные в Индии, но названные арабскими, а также главное нововведение — ноль. Новые верования, формирующиеся вокруг Чистилища, отсека загробного мира, расположенного между Адом и Раем, побуждают духовенство заниматься исчислениями, связанными с индульгенциями, а практика ежегодной обязательной исповеди, вмененная в обязанность каждому христианину IV Латеранским собором (1215 г.), превращает подсчет грехов и покаяний в банальную бухгалтерию. Чиновники, состоящие при королях и знати, делают первые наметки бюджетов. «Большой список», составленный в 1187 г. во Фландрии, является самым ранним из известных нам бухгалтерских отчетов о доходах.
Основным инструментом власти административного аппарата является контроль над маршрутами передвижения людей в пределах тех территорий, где данная администрация осуществляет свое управление. В понятие этого контроля входит организация перемещения людей и информации во времени и пространстве. Контроль над расстояниями складывается из двух параметров. Один — вполне осязаемый, в него входит организация курьерской службы, подстав, «службы новостей» и т. д. Другой — интеллектуальный, заключающийся главным образом в эффективном предвидении событий.
В XIII в. предвидение событий особенно заботит Римскую курию. Она является руководящим центром всего христианского мира, в Рим постоянно пребывают с донесениями церковные должностные лица, а оттуда отправляются эмиссары с приказами и распоряжениями. Чтобы ее посланцы быстрее добрались до цели, курия вынуждена не только отправлять их по подведомственным ей дорогам, но и пользоваться постоянно развивающейся сетью дорог, находящихся в ведении королевских администраций. Однако на этих дорогах существует опасность встреч с проповедниками еретических вероучений, расплодившихся на просторах христианского мира. Поэтому у римской курии имеются все основания взять под свой контроль территорию, занимаемую христианами.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная