М. А. Панфилов. Профессиональное становление юриста как социально-педагогическая проблема

М. А. ПАНФИЛОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЮРИСТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ПАНФИЛОВ Михаил Анатольевич, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Саранского кооперативного института, кандидат педагогических наук, доцент.

Несмотря на разнообразие специальностей правоохранительной и правоприменительной деятельности при подготовке будущих юристов, можно выделить общие требования, закрепленные Государственными образовательными стандартами по направлению и специальности «Юриспруденция». Эти требования присущи и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности: высокий уровень интеллекта; гибкость творческого мышления как процесс логической обработки информации (фундаментальные правовые знания, обоснованные законами научного знания и причинно-следственной логики); умение вырабатывать собственные продуктивные индивидуальные приемы решения разнообразных профессиональных задач; ориентация в российском и мировом нормативно-правовом материале; организация исполнения законов и иных правовых актов в деятельности организаций и учреждений; овладение правовыми способами и средствами рыночных преобразований; развитие национальной экономики, интеграция российского права в правовую систему объединенной Европы. Определены также критерии оценки современного юриста1.

Удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном юридическом образовании требует в первую очередь обновления структуры и содержания образования с учетом сложившихся традиций современного отечественного и зарубежного опыта; развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ; модернизации образовательных технологий; обеспечения единства теоретического и практического обучения будущих юристов, фундаментальности юридической подготовки и углубления специализации; повышения роли практики и практикоориентированного обучения; формирования системы непрерывного юридического образования, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих потребностям российского общества2. Вследствие этого качественная подготовка выпускников юридического факультета предполагает освоение содержания профессиональной деятельности путем вхождения в ее социально-педагогический контекст профессионального становления специалиста: «переориентация его с преимущественно информативного типа обучения на обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов, воспитывать у них волевые и профессиональные качества, обеспечивающие их эффективную профессиональную деятельность как юристов»3.

Выполнение этих базовых требований обеспечит выпускнику юридического факультета понимание сущности правовых явлений, социальной значимости профессии юриста, овладение содержанием общепрофессиональных и специальных дисциплин, методическую, психологическую подготовку к практической деятельности.

Сочетание фундаментальности и специализации в обучении особенно актуально для юридических вузов, поскольку именно от профессиональных юристов зависит максимально эффективное развитие российского правового государства и гражданского общества. Стратегической целью современного юридического образования определены становление конкурентоспособной личности; повышение социального статуса юристов, способных решать профессиональные задачи в современных условиях и нести правовую культуру в общество; овладение мыслительными операциями при развитии культуры мышления и навыков самостоятельного подхода к новому материалу, что невозможно без осознанного применения приемов и способов умственной деятельности4, так как «важнейший момент в учебном процессе — переход от преимущественно нерефлексивного к осознанному овладению и владению мыслительными приемами и операциями»5. Однако, как показывает педагогическая практика, многие студенты юридических вузов и факультетов не подготовлены к решению задач, предлагаемых им в процессе изучения юридических дисциплин.

С учетом социальной значимости профессии юриста для всех отраслей хозяйства, рассмотрение практики деятельности образовательных учреждений юридического профиля показывает, что профессиональная подготовка будущих юристов не лишена серьезных недостатков.

В дидактических целях образовательного процесса не всегда отражаются основные направления развития юридического образования. В содержании обучения, являющемся программой деятельности будущего выпускника, нет целевой направленности студентов на формирование целостной ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале. Преподаватель в образовательном процессе не в должной мере формирует у будущих юристов умения системно анализировать правовые явления, не закладывает основ поисковой деятельности в области профессионального труда; внедряет дифференцированный, многовариантный и разноуровневый подходы к организации учебного процесса (не учитывается процесс социализации будущих юристов). Часто обучение строится по вполне традиционной схеме, в соответствии с которой студент дневного отделения юридического факультета, еще не имея достаточно полного представления о специфике профессиональной деятельности, пассивно воспринимает учебный материал, что неприемлемо для усвоения содержания юридических дисциплин.

Развиваются такие негативные процессы, как несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны, снижение качества образования, неподготовленность профессорско-преподавательского состава к образовательным инновациям; размывание структуры профессионального юридического образования; утрата тесной связи с работодателями; чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования; несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования; невысокий уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.

Возросший спрос на получение юридического образования обусловил возникновение ведомственных, специализированных и непрофильных вузов, а также подготовку юристов для предпринимательской, частной сыскной и охранной деятельности в коммерческих структурах, кадровых центрах, школах бизнеса и т. п. В таких учебных заведениях, как правило, отсутствуют квалифицированные преподавательские кадры, необходимая учебно-методическая база, что снижает качество подготовки специалистов. Все это говорит о необходимости решения задач совершенствования юридического образования.

В процессе теоретической подготовки студентов необходимо создание базы для усвоения содержания специальных дисциплин. Вместе с тем следует опираться на логический и интуитивный механизмы теоретического мышления, которые должны быть внутренне мотивированы содержанием учебной деятельности6. При этом выделяют следующие приоритетные направления развития юридического образования: наличие базисного уровня обязательных для каждого студента знаний и умений, необходимых для его полноценной профессиональной деятельности; увеличение доли интеллектуального труда (моделирование процессов и разработка их программного обеспечения); включение студентов в разнообразные виды деятельности (конструкторскую, технологическую, коммуникативную и др.); содержательная связь теоретического обучения и профессиональной деятельности будущего юриста как компонентов системы.

Однако теоретический анализ проблем юридического образования позволил определить, как указывалось выше, противоречия в развитии целостного процесса соединения обучения с профессиональным трудом. Так, на юридических факультетах, призванных формировать юристов широкого научного профиля, продолжают существовать гражданско-правовая, уголовно-правовая и некоторые другие специализации, что не способствует фундаментальной подготовке правоведов, ставит научное знание на положение вспомогательного средства, необходимого для овладения приемами будущей профессиональной деятельности. Происходит замена действующей системы устного экзамена по фундаментальным юридическим дисциплинам. Так, в образовательный процесс внедряется тестирование, направленное не на аналитическое решение поставленной задачи, а на угадывание ответа. Практикуется выставление экзаменационных оценок «автоматом», что настраивает студентов на облегченное прохождение курса наук, а также не обеспечивает получение системных знаний (отсутствует подготовка к экзамену).

 

 

При традиционной организации высшее юридическое образование по своему содержанию имеет преимущественно трансляционный характер. Знаниевая парадигма образования не нацелена на становление и развитие личности профессионального юриста, поскольку основным показателем успешности обучения служит способность студентов к запоминанию и воспроизведению учебной информации.

Анализ педагогической практики, работ, посвященных общим и частным методам юридического образования (технологическое видение), показывает, что имеется разрыв во взаимодействии теории и практики технологического порядка; значительное число научных исследований носит рекомендательный характер и субъективный подход; отсутствует научнообоснованная концепция о проектной деятельности преподавателя юридического профиля, что не позволяет построить эффективную технологию образования; не определено системное видение содержания профессиональной подготовки будущих юристов (наблюдается большая потеря учебного времени; непрочная опора на понятия, неготовность использовать практические задачи и т. п.); слабая материально-техническая база юридического образования, недостатки в его организации, низкая экономическая эффективность усложняют процесс адаптации выпускника к реальным условиям общественной и профессиональной деятельности.

Недооценка значения взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущих юристов в высшей школе для социально-экономического развития общества позволяет говорить о необходимости обновления содержания юридического образования, создании условий реализации прогрессивных идей педагогики, психологии и физиологии.

В связи с перечисленными трудностями в педагогической теории и практике юридического образования представляется чрезвычайно полезным решение задач совершенствования проектировочной деятельности преподавателя, а именно умения формулирования конкретных целей и планирования обучения с учетом поставленных целей. Для этого в образовательный процесс необходимо проецировать значимые технологии, в которых участники образовательного процесса реконструируют учебный материал с извлечением из него актуальных жизненных смыслов. Так, обеспечение высокого качества юридического образования на основе соответствия его актуальным и перспективным потребностям личности возможно при освоении в образовании специализированных аналитических технологий. Для современного юриста это имеет большое значение, поскольку предоставляет студенту (будущему юристу) необходимое пространство для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Решение проблем юридического образования видится нами на пути использования в учебном процессе вуза информационно-технологического обеспечения. Преподаватель через информационную составляющую процесса обучения осуществляет целостную технологию обучения на основе идеи моделирования и управления. Разработана дидактическая система, цель которой — совершенствование процесса обучения путем создания эффективного информационного обеспечения учебной деятельности на основе логико-смыслового моделирования. Такое моделирование выступает как основной инструмент познания и практической деятельности студента, «соединяя в одно целое текст, цифру, звук, видео, модель становится несущей конструкцией современной информационной образовательной среды»7. С нашей точки зрения, этим решается задача гарантированного достижения целей профессиональной подготовки студентов-юристов.

Среди преимуществ разработанной дидактической системы можно выделить, во-первых, проектирование и создание целостной системы дидактических средств (сбор, обработка, представление учебной информации в виде моделей — схем-конспектов); во-вторых, все элементы дидактической системы взаимосвязаны между собой; в-третьих, предусматривается возможность ее использования в локальных компьютерных сетях вуза и при дистанционной форме обучения. Поскольку большинство правовых явлений являются системами, основанными на процессах создания, хранения, распространения и обработки информации, то всестороннее изучение таких явлений и процессов возможно с использованием тех методов и средств, которые разработаны в рамках моделирования учебного содержания. Таким образом цель информационно-технологического обеспечения современного юридического образования — овладение будущим юристом системно-информационным методом исследования правовых явлений и процессов. При этом само логико-смысловое моделирование рассматривается нами как специфическое средство, своеобразный «инструмент» в руках педагога, позволяющий организовать учебный процесс на технологическом уровне. Реализация описанного подхода в Саранском кооперативном институте при изучении учебных дисциплин юридического профиля позволяет сделать вывод о том, что данный вид обеспечения в условиях информатизации высшей школы перспективен и может быть рекомендован в качестве основы организации учебного процесса в вузах России. Этот вывод подкреплен результатами экспериментального обучения, проведенного в 2003—2007 годах.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих юристов нуждается в совершенствовании, поскольку в условиях присоединения России к Болонскому процессу российское юридическое образование требует перемен, обеспечивающих его высокое качество и модернизацию. Более того, юридическая подготовка должна носить фундаментальный характер и основываться на государственных образовательных стандартах по направлению и специальностям юридического образования. Образовательный процесс в юридическом вузе обязан обеспечивать условия, средства и содержательный материал для ценностного самоопределения будущих юристов.

Социальная нестабильность требует от будущего юриста повышенной способности адаптироваться к меняющейся социальной среде, что и обусловливает разработку направлений кардинальной модернизации высшего образования. Это дает возможность преподавателю создавать новые педагогические системы, технологии, методические разработки, реализующие социально-педагогические функции профессионального образования. Потоки социально-правовой информации настоятельно требуют от него владения современными информационными технологиями.

В качестве составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону подготовки специалиста в вузе, нами рассмат-

ривается проектирование технологического обеспечения в учебном процессе логико-смыслового моделирования учебного содержания, которое является связующей функцией, формирующей необходимую информационную среду активного педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, а также определяет структуру и содержание дидактического содержания, выступая в качестве ключевого элемента технологии обучения и его основы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Программа развития юридического образования в Российской Федерации на 2006—2010 годы // Юридическое образование и наука. 2006. ¹ 2. С. 4.

2 Там же. С. 3.

3 Там же. С. 6.

4 См.: Анисимова Т. И., Потапова С. А. К вопросу о профессионально важных личностных качествах юриста // Юридическое образование и наука. 2003. ¹ 2. С. 2—6; Головня Л. А. К вопросу о значении и особенностях самостоятельной работы слушателей вузов специального юридического профиля // Юридическое образование и наука. 2001. ¹ 3. С. 18—26; Давыдов В. П., Рахимов О. Х.-А. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста // Инновации в образовании. 2002. ¹ 2. С. 62—83; Егоров С. А. Рациональный путь совершенствования юридического образования // Юридическое образование и наука. 2004. ¹ 3. С. 2—6; Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. (Подготовлена Минобразова-нием России и одобрена Председателем Правительства РФ (распоряжение ¹ 1756-р от 28 декабря 2001 года) // Инновации в образовании. 2002. ¹ 3. С. 4—34; Левитан К. М., Югова М. А. Становление демократической личности юристав вузе // Юридическое образование и наука. 2004. ¹ 3. С. 6—10; Программа развития юридического образования в Российской Федерации на 2006—2010 годы // Юридическое образование и наука. 2006. ¹ 2. С. 3—9.

5 Ильясов И. И. Критическое мышление: организация процесса обучения // Директор школы. 1995. ¹ 2. С. 50.

6 См.: Идиатулин В. С. Когнитивные факторы обучения // Образовательные технологии. 2004. ¹ 1. С. 74—75.

7 Бешенков С. А. Моделирование как стратегия и символ современного образования // Инновации в образовании. 2007. ¹ 6. С. 21.

Поступила 15.01.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная