Э. Т. Баширов. Новые правила рынков электроэнергии: влияние на экономику региона
Новые правила рынков электроэнергии: влияние на экономику региона
Э. Т. Баширов, ведущий эксперт Управления расчетов и учета платежей на рынке Шестой генерирующей компании оптового рынка электроэнергии
Правительство России на заседании в мае 2008 г. перед плановой отставкой утвердило предельные уровни тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на текущий год и трехлетний период 2009—2011 гг. Расчеты подготовлены Министерством экономического развития и торговли. Значительной корректировке подверглись тарифы на электроэнергию. Это связано прежде всего с постепенной либерализацией энергетического рынка. Согласно утвержденному в 2006 г. Правительством РФ плану, уже в 2011 г. на свободном рынке будет продаваться до 77,5 % всего объема вырабатываемой электроэнергии. В среднем рост тарифов на электроэнергию составит в 2008 г. 16,7 %, в 2009 г. — 26 % против ранее запланированных 16 %, в 2010 г. тарифы вырастут на 22 % (ранее 13—15 %), в 2011 г. электроэнергия подорожает на 18 %1.
Помимо высоких темпов роста тарифов на электрическую энергию необходимо принимать во внимание и произошедшие структурные изменения в отрасли. В рамках продолжающейся уже несколько лет реформы электроэнергетики, 1 сентября 2006 г. Правительством РФ подписаны документы, регламентирующие работу отрасли на ближайшие годы. Суть новой модели состоит в разграничении рынка электроэнергии на оптовый и розничный. В рамках новых документов крупным промышленным потребителям дана возможность отказаться от покупки электроэнергии на розничном рынке с целью ее непосредственного потребления на оптовом рынке.
Одним из следствий такого перехода станет изменение структуры поступлений в местный бюджет по налогу на прибыль, что скажется на финансовой устойчивости субъектов Федерации. Вторым важнейшим следствием окажется снижение совокупной выручки энергосбытовой компании, и как следствие — снижение ее рентабельности, что неизбежно повлечет с ее стороны действия, направленные на компенсацию понесенных убытков, многие из которых могут через ряд опосредующих звеньев ударить по социально-экономической ситуации в регионах.
В предлагаемой постановке проблема не успела получить широкомасштабную изученность ввиду малого промежутка времени, прошедшего с момента введения в нормативно-правовой базе электроэнергетики. В то же время реализация реформы затрагивает финансовые и хозяйственные интересы тысяч предприятий, интересы органов государственной власти сотен российских населенных пунктов через изменение бюджетных параметров регионов. Опираясь на разработанную нами методику оценки экономических последствий в регионе вследствие изменений структуры потребителей розничного рынка электроэнергии, нами проведен количественный расчет последствий перехода потребителей с розничного на оптовый рынок электроэнергии на примере Вологодской области. Информационной базой исследования стали данные ОАО «Вологодская сбытовая компания», Региональной энергетической комиссии Вологодской области, ОАО РАО «ЕЭС России», Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы». Для оценки последствий проводимых преобразований в электроэнергетике в качестве результирующих факторов мы рассматривали прибыль исследуемых юридических лиц и размер бюджета Вологодской области.
В результате проведенного анализа было установлено, что вследствие стремления оптимизировать стоимость покупаемой электрической энергии отдельно взятым крупным потребителем происходят серьезные сдвиги в потоках денежных средств, уплачиваемых в бюджет субъекта Федерации в виде налога на прибыль. Значение конечного результата зависит от соотношения уровня утвержденных тарифов на электрическую энергию на розничном рынке в конкретном регионе, стоимости единицы электрической энергии на оптовом рынке, размера платежей инфраструктурным организациям на оптовом рынке электроэнергии, объема покупки электрической энергии потребителем у гарантирующего поставщика на розничном рынке.
Анализ показал, что местные органы власти могут оказаться в ситуации недофинансирования бюджета региона, и как следствие, вынужденного сокращения запланированных расходов бюджета на предстоящий период. Кроме этого дополнительной нагрузкой на бюджет региона могут стать вынужденные дотации таким отраслям экономики, как легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство. Рост тарифов для населения в течение ближайших двух лет не предполагается согласно требованиям Постановления Правительства РФ, однако в долгосрочной перспективе вероятность повышения тарифов существует. Это мера приведет к необходимости субсидирования отдельных малообеспеченных категорий граждан из бюджета региона, что также негативным образом скажется на балансе доходной и расходной статей бюджета субъекта Федерации и, как следствие, приведет к росту социально-экономической напряженности в регионе.
1 Монополистам повысили тарифы: Правительство рассмотрит предельный уровень цен на газ и электроэнергию // Электрон. ресурс [режим доступа: http://www.rbc.ru].
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная