А. А. Сомкин. Взаимодействие личности и социальной группы как фактор гармоничного развития регионального социума

А. А. СОМКИН

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОР ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА

СОМКИН Александр Алексеевич, докторант кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного университета.

Бытие личности как социально-духовного феномена невозможно понять, не постигнув бытия социума, особенно его первичных малых социальных групп. Зрелая целостная личность может полноценно проявляться только в развитом органическом социуме.

Анализируя общество, В. Я. Ельмеев отталкивается от понятия «общество вообще». «В логическом плане, — констатирует он, — «общество вообще» выводится из придания отдельному, единичному (обществу) формы абстрактной всеобщности на основании одинаковых родовых признаков»1. В. Ф. Шаповалов пишет, что «определенное общество с учетом специфических особенностей его жизнедеятельности можно условно… уподобить живому организму, в котором отдельные части строго согласуются между собой, образуя живое целое»2. По мнению Н. С. Савкина, «общество — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой продукт целенаправленной совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования»3. В философских словарях также нет единства в этом вопросе4.

В этом контексте значительный интерес имеют взгляды на проблему взаимосвязи личности и общества представителя современного американского органицизма Дж. Баама, который в своем определении общества основывается на принципе «органичности», означающего «взаимозависимость целого и его частей». Он пишет: «Две вещи или события являются „взаимозависимыми”, если они и „частично зависимы”, и „частично независимы” друг от друга»5. Однако он трактует его не упрощенно в духе органи-цистов прошлого (Г. Спенсер), понимавших «общество как организм, части которого служат целому и подчинены ему»6. Как и личность, «социум есть явление органичное»7. Как и личностное «Я», оно одновременно и простое (как системное единство) и сложное (в своих многоуровневых взаимосвязях). Подобную идею высказывает и А. М. Дид-ковский: «Общество, будучи частью единого материального мира, также включено в систему всеобщей универсальной взаимосвязи и взаимодействия, в процессе взаимообусловленности и опосредования»8.

Принято различать термины «общество» и «общность», несмотря на их кажущееся сходство. Общество (в отличие от общности) — внешняя связь между людьми, внешнее подчинение людей общей направляющей воле — власти или праву. Но внешнюю организацию общественной жизни следует отличать от внутренней органичности. Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, религиозной жизни, общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Иными словами, социальная общность представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность индивидов, отличающуюся относительной целостностью и выступающую самостоятельным субъектом социального действия и поведения.

Наиболее важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные системообразующие единицы общества. Оно выступает главным структурным элементом социума у А. Баама и является объектом его наиболее пристального внимания.

Социальная группа, по мнению А. Баама, «представляет собой множественность людей, чьи отношения базируются на установленных взаимосвязанных ролях и статусах, которые разделяют определенные верования и ценности и способны осознать их сходство, различие и взаимоотношения с тем, чтобы отличать самих себя от других индивидов»9.

Главным объединяющим признаком социальных общностей и групп в рамках регионального социума выступает единство потребностей и интересов, определяемых их объективным положением в обществе. Их отличие состоит в степени их социальной однородности и устойчивости. Так, общности по сравнению с социальными группами менее однородны в социальном и более неустойчивы в организационном отношении. Примером, иллюстрирующим данное понятие, могут быть, в частности, этнические и конфессиональные общности, экологические, политические движения, общественные объединения типа спортивных или любительских и т. д. «И хотя группа не сводима к человеку, поскольку она не имеет тела, ума и т. д., — пишет А. Баам, — она целиком состоит из людей, выступающих ее физическим носителем, и их взаимоотношений, служит их целям и разделяет с ними определенные аспекты личностности»10.

Между «личностью» и «социумом» ставится знак равенства в том смысле, что оба они явления «органичные». Соответственно, структурно и функционально они похожи. Этот вывод вытекает из определения социальной группы, понимаемой как объединение двух и более индивидов на основе общих интересов, от которых она зависит и выступает как их продолжение.

Мы рассматриваем группу как то, что может думать, выбирать и поступать удачно или неудачно с целью достижения лучшего для себя результата. Но все намерения и поступки неотделимы от намерений и поступков ее членов, составляющих согласованность группы. Это положение сближает идеи А. Баама со взглядами Т. Парсонса. Его способ «концептуального снятия» антитезы между индивидуальным и социальным прост. Индивидуальные ориентации, равно как и институциональные структуры являются системами действия, поскольку в качестве «конкретных» явлений они слагаются из «единичных актов». Индивид и общество — два полюса, различных уровня систем действия, которые можно вычленять из тотальности опыта на основе разнокачественных связей между действиями в них. Элементарные акты, объединяясь, образуют все более сложные конкретные системы действия, которые органичны в том смысле, что имеют структурно и аналитически важные эмерджентные качества»11.

Однако ясного и развернутого ответа на вопрос, как связаны единичные акты и как концептуально показать эту связанность, Т. Парсонс так и не дал, признав, что «любая атомистическая система, имеющая дело лишь со свойства ми, узнаваемыми в единичном акте, …неизбежно будет неадекватно трактовать эти элементы и будет неопределенной в применении к сложным системам»12, каковыми являются человек и социум.

 

 

Пытаясь преодолеть эту ограниченность, А. Баам до конца следует принципу «органичности» в исследовании природы общества и его взаимоотношений с индивидами. Он не только отождествляет личность и социум по ряду качественных критериев, но определяет, каким образом они противопоставляются друг другу. По словам И. С. Кона, «общество и личность не тождественны, мало того, в повседневном опыте они выступают как противоположности. Общество воспринимается как граница, рамка моей деятельности, а личное — как то, что принадлежит только мне и отличает меня от других»13.

Поскольку группа не есть личность, а личность не есть группа, постольку, утверждает А. Баам, они противостоят друг другу. Группа — ничто без индивидов и их функционального продолжения, поэтому каждая группа является дополнительной оппозицией ее членам, но не как нечто противоречивое. Конфликты между индивидом и его группами частично возникают из-за внутренних противоречий в самом индивиде, так как он имеет всегда больше интересов, чем способна удовлетворить любая из его групп. Основной и непрекращающийся этический спор, встающий перед каждой, в том числе региональной, группой, заключается, в том, сколько времени, энергии и средств следует ставить каждому ее члену в зависимость от нее.

Даже обычная семья содержит в себе несколько оппозиционных подгрупп: родители против детей, женщины против мужчин, отец и сын предпочитают спорт, пока мать и дочь проводят время за чтением и т. д. Дети также в качестве группы зависят от семьи, семья как группа на региональном уровне зависит от общества в целом, общество от государства, государство — от нации. «Отсюда следует, — делает вывод А. Баам, — что группа взаимозависима от других групп на трех разных уровнях. Каждая из этих групп обеспечивает влияние на условиях, от которых или внутри которых группа зависит (1) в своей сущности, (2) ролях и функциях и фактически, (3) успехе, с каким она осуществляет действия, направленные на своих членов»14.

Это обусловлено тем, что индивидуальное выступает основой для социального и наоборот. Это утверждение вполне справедливо, поскольку общество слагается из отдельных индивидов, объединенных общностью интересов в группы. Однако следует помнить о том, что социум не есть простая сумма определенного количества людей. Он, несмотря на неразрывную связь с каждым человеком, представляет собой явление надличностное и надындивидуальное.

В целях избежания редукционизма в системе «личность-общество» А. Баам кладет в основу социального расширенную трактовку его индивидуальной основы. Поэтому такой элемент в структуре общества как региональный социум базируется на неразрывной целостности всех выше перечисленных аспектов, существующих в единстве с их носителем — индивидом.

Так как прямые аналогии при глубоком анализе подобных явлений оказываются непригодными, мы должны ограничить их использование и в данном случае. Тем не менее, существует общее сходство между тем, как «Я» в качестве функционирующей целостности зависит от своих частей и как группа в качестве такого же функционирующего единства в рамках регионального социума зависит от своих членов.

Главная цель группы преимущественно сосредоточена на благосостоянии своих членов, из которых она состоит и без которых не может поддерживать свое существование. Однако благосостояние может только частично зависеть от нее и, соответственно, колебаться. «Отсюда, — пишет А. Баам, — ее собственная сущность и то, что составляет самое лучшее относительно каждого ее члена может оказаться весьма динамичным и неустойчивым»15.

Общество заинтересовано в воспроизводстве индивидов с высокими социальными качествами, которые служили бы цементирующим началом и фундаментом гармоничного развития. В свою очередь, для простых обывателей важным элементом регионального социума, и особенно той группы, к которой они принадлежат непосредственно, является его нравственная составляющая (в частности, лидеров). Этот компонент выступает эталоном и основой формирования и развития индивидуальных моральных качеств каждого из его членов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб., 1995. С. 127.

2 Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 2000. С. 495.

3 Савкин Н. С. Социальная философия. Саранск, 2007. С. 37.

4 См.: Кемеров В. Е. Общество // Современный философский словарь / Редкол.: В. Е. Кемеров и др. Бишкек, 1996. С. 339; Общество // Современная философия: Словарь и хрестоматия / Редкол.: В. П. Кохановский и др. Ростов н/Д, 1995. С. 53.

5 Bahm A. Why be moral? New Mexico. Albuquerque. World books. 1992. Р. 78.

6 См.: Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С. 313—314.

7 Bahm A. Ibid. Р. 242.

8 Дидковский А. М. Объективное и субъективное в детерминации человеческой деятельности // Общество как предмет социально-философского исследования / Под ред. К. Х. Момджяна. М., 1987. С. 42.

9 Bahm A. Ibid. Р. 245.

10 Там же. Р. 245.

11 Parsons T. The structure of social action. Glencoe, Ill., 1949 (1st ed. 1937). Р. 743.

12 Там же. Р. 748—749.

13 Кон И. С. Личность и общество // Социология: Хрестоматия / Под общ. ред. А. И. Сухарева; НИИ регионологии при Мордов. ун-те. Саранск, 2000. С. 439.

14 Bahm A. Ibid. Р. 247.

15 Там же. Р. 252.

Поступила 20.02.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная