С. И. Митина. Философская эпистолярия в культуре России
С. И. Митина
Философская эпистолярия в культуре России
С. И. Митина, докторант кафедры культурологии Мордовского государственного университета
Думаю, что библиотеки хранят не только книги, но и рукописные фонды, в которых особое место принадлежит эпистолярии. В связи с этим хотелось бы затронуть редко изучаемый аспект — философскую эпистолярию в культуре России. Традиция саморепрезентации мыслителя посредством жанра философского письма актуальна для отечественной культуры XIX в. Авторы писем П. А. Вяземский, А. И. Герцен, И. А. Ильин, Н. П. Огарев, А. И. и В. Ф. Одоевские, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев и другие обсуждают в них не только личные проблемы, но и размышляют о судьбе России, затрагивают глубинную философскую проблематику. В личных письмах мыслителей отражаются все животрепещущие проблемы тех дней. П. Я. Чаадаев в первом из «Философических писем» пишет: «…поговорим сначала еще немного о нашей стране, при этом мы не отклонимся от нашей темы. Без этого предисловия вы не сможете понять, что я хочу Вам сказать. У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства, деятельности без обдуманных намерений. Люди в такое время скитаются по свету и дух их блуждает. Это пора великих побуждений, великих свершений, великих страстей у народов. Они тогда неистовствуют без ясного повода, но не без пользы для грядущих поколений. Все общества прошли через такие периоды <…>. Мы до сих пор еще в таком положении». Центральной темой писем Чаадаева оказалась не столько личная судьба, сколько судьба Отечества. Чаадаеву, собственно как и всем русским мыслителям, свойственно восприятие страданий Отечества как своих собственных и ощущение личной ответственности за его судьбу.
Философское письмо — это выражение духовной субстанции человеческого «Я», процесс познания и репрезентации себя. В философском письме заложена имплицитность, что требует от реципиента творческих усилий по извлечению подтекстовой информации. Глубина прочтения его прямо пропорциональна объему владения философской культурой. Философское письмо-текст обладает специфической особенностью создавать смысловые «воронки», превращая эпистолярный дискурс в генератор новых смыслов и жанров. При создании эпистолярного текста устанавливается вербальный контакт автора в эпистолярном диалоге с «отсутствующим адресатом», но прежде всего с самим собой, тем, кого еще нет в проявленном присутствии. Этим рушатся или, наоборот, возводятся барьеры на пути к взаимопониманию с современниками и временем. Автор письма, выступая конституирующим центром, способен репрезентировать многогранность своей личности.
Таким образом, философское письмо — своего рода смысловая и стилевая лаборатория, в которой действуют и преобразуются нормы разговорного и философского языка, отрабатывается авторский семантический «почерк», проходят испытания не только нормы собственно письма, но и нормы культуры. Сегодня можно отметить пристальный интерес к философскому письму. Эпистолярное наследие известных отечественных мыслителей издается и переиздается.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная