Ж. Ю. Бакаева. Информационные проблемы коммуникативной деятельности региона
Ж. Ю. БАКАЕВА
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
БАКАЕВА Жанна Юрьевна, доцент кафедры философии Мордовского государственного педагогического института, кандидат философских наук.
В контексте передачи, хранения и переработки информации чувствование — это «методологический инструмент» выполнения функций информации, теоретической основой которого является теория отражения. Анализ теории отражения дает осмысление информации на уровне ее «физического» значения. В поле зрения находится понятие доминанты как интегрального, целостного, информационного образа, на создание которого характеристики среды налагают определенные условия. С одной стороны, физических каналов информации, в виде цепочки физиологических действий (инстинкт — рефлекс — условный рефлекс), с другой — психологических каналов, в виде изменчивого субстрата информации как степени ее отражения.
Информационное содержание субъект-объектных отношений интерпретируется в позиционно-компенсационных структурных инвариантах преобразований действительности как обобщение или ограничение содержательного объема информационной сущности образов. Информационные коммуникации в современных условиях являются основой непрерывного и доступного образования. Развитие информационных коммуникаций (объединение компьютеров в локальные и глобальные сети, создание баз данных и знаний, экспертных систем) создает уникальную учебную среду, которая дополняет или заменяет традиционные формы обучения. Прогресс в этой области позволяет реализовать два основных принципа будущей системы образования, его непрерывности и доступности. Практически все современные программные продукты общего пользования, будь то языки программирования, системы управления базами данных, текстовые и табличные процессоры или системы компьютерной графики используют принцип «обучение среде в самой среде» (регионе)1.
Итак, информационные формы коммуникации универсальны и эффективны. Однако их распространение в значительной степени зависит от технического оснащения учебных заведений, наличия квалифицированных специалистов, психологической подготовленности общества и государственной политики в области развития информационной инфраструктуры страны.
В связи с этим одной из актуальных задач в области коммуникативной деятельности регионов, а многонациональных в особенности, является решение проблем развития национальной культуры: сохранения этноса в качестве самостоятельной общности. значительного усиления социально организованной этнизации, преодоления нарушения межпоколенной этнокультурной информации. С одной стороны, эквивалентом глобализации на макроуровне является глобальное образование, на микроуровне — «образование в духе мира». Под глобальным образованием мы понимаем воспитание в духе мира, интеркультурное образование, воспитание в духе взаимопонимания между народами, общечеловеческих ценностей и прав. А с другой — значительное усиление социально организованной этнизации и межпоколенной этнокультурной информации. Она находит свое разрешение в определенном выборе информации как индикаторе возможности наступления определенного события. Следовательно, в информационном обществе доступность информации по истории и культуре народов приобретает исключительное значение, являясь стабилизационным фактором межнациональной обстановки. На первый план выдвигаются нравственные, духовные начала Человека, уважение его чести и достоинства, его любовь к своим «корням и истокам», значение и почитание всего, что связано с тем или иным народом, его «малой родиной».
«Образовательный взрыв» или преломление новой информации в мышлении определяется закономерностями-тенденциями, т. е. непосредственной связью между образованием, научно-техническим прогрессом и разрывом между возможностями и сложностями социального мира. Следовательно, создание гармонии между естественными способностями и потребностями личности определены ее гармоничным, всесторонним развитием. Во-первых, такая логика соотносится с логико-ценностной природой информационной деятельности, в контексте которой процесс обучаемой информацией определяется не только глобализацией этого процесса, но и ограничением его в рамках национальных элементов региона. Во-вторых, для способности информационной деятельности к творчеству необходимо принять во внимание формирование личности и окружающей действительности. Поэтому нельзя не учитывать диалог культур и расширять представления рамками региональной школы, становления и развития понятия культуроориентированной духовности, т. е. духовности, способной удерживать себя в своем бытии как некое субстанциональное и вместе с тем живущее «со всеми» и «для всех». Так снимается неопределенность в этнической системе и осуществляется концентрация информации из некоторой совокупности элементов культурно-типического знания. Поиск качественного аспекта информации в элементах культуры этноса состоит в увеличении числа информационных элементов этой системы, что ведет к росту степени информационной неопределенности и к уменьшению вероятности выбора определенного элемента культуры, т. е. качественного многообразия этнической информации.
Таким образом, решение проблем коммуникативной деятельности региона определяется, помимо всего прочего, и развитием национальных (этнических) интересов и ценностей, определяемых этнос как самостоятельную общность. Информатизация общества в целом обусловливает активизацию взаимодействия между народами, взаимопроникновение культур и актуализирует значение нравственных и духовных начал человека, где технологическая составляющая не всегда играет превалирующую роль.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Àdams F. The Informational Turn in Philosophy // Minds and Machines, special issue on the Philosophy formation. 2003. V. 7. Р. 471—501.
Поступила 28.11.07.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная