Ю. А. Кондратенко. «Вызов» глобальному миру: причины развития неофольклорного направления в современном искусстве

Ю. А. Кондратенко

«Вызов» глобальному миру: причины развития неофольклорного направления в современном искусстве

Ю. А. Кондратенко, доцент кафедры культурологии Мордовского государственного университета, к. ф. н.

Рубеж веков оказался весьма плодотворным этапом для возникновения ряда экспериментальных направлений в искусстве. Среди множества причин развития этого явления следует отметить основную, связанную со сменой парадигмы мышления. На протяжении ХХ в. быстрыми темпами распадалась моноцентрическая система восприятия мира. В подобных условиях, наряду с тенденциями к глобальной унификации и универсализации, в рамках художественных практик отмечались процессы поиска тех национально специфичных черт, которые не только сохраняли традиционные элементы, но и позволяли включать их в контекст мировой культуры. Именно в провинции, где всегда был интерес к практикам подлинного народного искусства, в условиях удаленности от столичных центров это оказалось наиболее актуальным с точки зрения «вызова» процессам глобализации форм художественного мышления. Тот пласт фольклора, который здесь бережно сохранялся и развивался, та сфера маргинальности, которая была присуща культуре быстрорастущих индустриальных региональных центров, создали почву для новой волны интереса к народному творчеству. Во второй половине ХХ в. в провинции получают развитие этнофутуризм в живописи, фолк-музыка и фолк-танец — стили и жанры, с успехом конкурирующие со «столичным» искусством. Их появление нарушило традиционный механизм трансляции культурных ценностей, долгое время предполагавший движение культурных образцов из центра в регионы.

При анализе возникновения явлений нового необходимо обратить внимание на динамику различных процессов внутри самого современного искусства. С начала ХХ в. его экспериментальный характер определялся отказом от однозначного понимания реальности и развитием способности рефлексировать мир с иных, чем это принято в классике или неклассике, позиций, что создавало гибкую модель отражения, в которой мир виделся во множестве его явлений всегда иначе или «странным образом». Поиски в этом направлении ярче всего проявились в неофольклоре, стилевом направлении, стремящемся возродить элементы до-классического архаического мышления в искусстве. Поэтому одной из отличительных черт неофольклора можно считать контрастное сочетание общего и конкретного, этнического и национального. Личность и ее национальная самоидентичность в универсализированном мире — главный смысловой узел этого направления, придающий ему актуальность и вместе с тем отличающий его от традиционного фольклора, смысловой единицей которого всегда служило коллективное. Такого рода экзистенциальная тема является уникальной, поскольку открывает путь «особому» развитию современного российского искусства. Она забыта на Западе, но постоянно интуитивно ощущается отечественными мастерами, стремящимися разгадать «загадку» национального характера.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная