Н. И. Рокунова. Европейский сюрреализм из российской провинции
Н. И. Рокунова
Европейский сюрреализм из российской провинции
Н. И. Рокунова, преподаватель кафедры иностранных языков Саранского кооперативного института, канд. культур.
Если поинтересоваться у среднестатистического обывателя, что такое сюрреализм, то, как правило, услышишь: Сальвадор Дали, паранойя, искусство психически нездоровых людей. Более осведомленный человек скажет: французское общество литераторов и художников начала и середины XX в. во главе с Андре Бретоном. Все вышеперечисленное в какой-то степени верно и относится к сюрреализму, но парадокс сюрреализма заключался в невероятном сплаве грубого, примитивного натурализма и утонченного интуитивизма. Он стал жизненной философией большого круга поэтов и художников ХХ в., а главное — и сегодня достаточно обширен круг его сторонников.
Сюрреалистические идеи проникли далеко за пределы европейских столиц, оказав огромное влияние на становление художественных вкусов и творческих принципов в том числе и художников российской провинции. Так, в начале 1990-х гг. в Саранске интересно и ярко заявил о себе начинающий художник-сюрреалист Виктор Сафонкин. Его первая выставка носила название «Социальный сюрреализм». На ней выделялись картины, разрабатывающие тему войны, немало работ было посвящено весьма актуальной в те годы «афганской» теме. В целом же и экспозиция выставки, и перформанс на ее открытии (явление почти уникальное в те времена) поднимали, «обнажали» кричащие социальные проблемы постперестроечной России. Картины Сафонкина «вытаскивали из подсознания» чудовищ жестокости, стяжательства, равнодушия, предательства. Характерны для полотен Сафонкина и общие особенности искусства сюрреализма — фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.
В своей автобиографии Сафонкин пишет: «Я… могу предпочесть амбицию, истерию, любовь, ненависть, живопись, партию, заблуждение, самопожертвование, Гитлера, Христа, будущее, … — но я всегда, буду против БЕЗРАЗЛИЧИЯ! Оно не сеет семени и не имеет никакого будущего, потому что оно — ничто!» Всем своим творчеством художник доказывал свое жизненное кредо. Его главная цель — через бессознательное подняться над ограниченностью материального и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных ценностей современной цивилизации. При всей своей программной заданности его произведения вызывают самые сложные ассоциации. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера — эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях Сафонкина, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение. А это всегда было востребовано в искусстве.
Однако, несмотря на очевидное яркое дарование и большую плодовитость молодого художника, официальное российское искусствоведение в лице научных сотрудников саранских музеев не признало за ним право на это звание, припомнив ему отсутствие специального образования. В то же время его картины пользовались большой популярностью в художественных салонах Санкт-Петербурга и Москвы, проявляли к ним интерес зарубежные ценители. В результате Виктор Сафонкин получил предложение переехать в Прагу.
Сегодня Сафонкин — брэнд в европейской живописи, имеющий прочную репутацию одного из интереснейших живописцев. В центре Праги у него собственная галерея «Парнас», где за 10 лет он создал несколько сотен оригинальных живописных композиций. Его работы мгновенно раскупаются коллекционерами современной живописи. Международную значимость подтверждает наличие работ В. Сафонкина в солидных частных и публичных собраниях Европы. Кроме того, уроженец Мордовии — участник выставок в ведущих странах мира, обладатель диплома Чешской академии Масарика и медали Франца Кафки, присуждаемой Европейским обществом Праги. Своеобразное предчувствие судьбы художника — его картина «Мечта об Африке» (1993 г.). Герой, живя в «затхлом» провинциальном уголке, мечтает о захватывающем приключении на далеком, солнечном континенте. А все приключения, яркая, насыщенная жизнь ждут его за углом родного дома, надо только не побояться сделать несколько шагов. Мальчик на картине пока не решается их сделать, или просто не догадывается. В. Сафонкин сумел «свернуть» за угол провинциального мирка и выйти на широкую улицу мировой живописи.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная