В. П. Сальникова. Образ города в контексте региональной культуры
В. П. Сальникова
Образ города в контексте региональной культуры
В. П. Сальникова, доцент кафедры истории и теории мировой культуры Самарского государственного педагогического университета, к. искусствоведения
Подойдя к окну своего гостиничного номера, я увидела холмы на горизонте и подумала: как ландшафт напоминает Флоренцию! Наверное, мысль о Флоренции была навеяна не только ландшафтом, но и людьми, с которыми довелось общаться. Саранск, каким он мне представляется, — университетский город, где на один «квадратный метр» культурного пространства приходится столько умных и образованных людей, что выброс интеллектуальной энергии буквально зашкаливает за «точку кипения». Это и титулованная профессура, и студенты — «жадное до обучения юношество», как выразился в свое время И. С. Бах. Заседание ученого совета по защите диссертации больше похоже на собрание флорентийских гуманистов, чем на строгое протокольное мероприятие. Каждый вдохновенно исполняет свою «арию», радует слух красота слога, полет мысли вызывает ответную реплику собеседника, и время как бы остановилось … Что там, за окнами — ренессансная Италия или российская Мордовия начала XXI в. — уже не столь важно.
Самара и Саранск расположены в одном регионе, связаны научными, экономическими, художественными и др. отношениями. Впечатления самарцев о Саранске и его жителях — достояние истории, «путевые заметки» в дополнение к официальным источникам. Вероятно, у других гостей свой образ Саранска. Экономические, социальные, этнические и т. д. составляющие очень важны, но все же региональная культура воспринимается нами именно как целостный образ. С одной стороны — непосредственный, субъективный, с другой — тесно связанный с мировым культурным контекстом.
Приведу пример из самарской культурной истории. Немногим более 100 лет назад Максим Горький, обосновавшийся тогда ненадолго в Самаре, предлагал поставить на пристани щит со следующей надписью: «Смертный, входящий в Самару, в надежде в ней встретить культуру — вспять возвратись. Ибо город сей груб и убог, ценят здесь только скотов, знают цены на сало и шкуры, но ценить не умеют к высшему в жизни дорог». Позднее Горький увидел и другую Самару, оценил высокий духовный потенциал самарской интеллигенции, даже влюбился и женился на самарской девушке Кате Волжиной.
Целостный образ культуры персонифицируется титульной личностью — Homo. Мы, самарцы, «Homo samarus»’ы. Самара — слово женского рода. «В Самаре самые красивые девушки» — этот бренд энергично раскручивается в СМИ, в бизнес-проектах и т. д. Саранск — слово мужского рода. Его, наверное, тоже можно персонифицировать и сделать узнаваемым и хорошо продаваемым брендом.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная