А. А. Щанкин. Особенности адаптации студентов заочной формы обучения педагогического вуза к условиям регионального социума

А. А. ЩАНКИН

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К УСЛОВИЯМ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА

ЩАНКИН Александр Алексеевич, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии Мордовского государственного педагогического института, кандидат медицинских наук.

Демократические преобразования в стране дали каждому гражданину России свободы и реальную возможность участия в становлении новых социально-экономических и политических отношений в обществе. Не все сразу осознали появившиеся у них реальные возможности своего активного участия в рыночных преобразованиях экономики и общественно политической жизни. Наличие таких качеств личности, как предприимчивость, социальная и экономическая активность, оказались наиболее ценными. Часть общества сразу почувствовала преимущества рыночной системы хозяйствования и воспользовалась ими. Одни быстро и хорошо адаптировались, другие приспособились к новым возможностям несколько позже, третьи еще не адаптировались. «Процесс адаптации населения России к новым постсоветским условиям жизни еще продолжается, и он имеет сложный по своей внутренней структуре характер»1. С ним связаны такие негативные явления, как повышенная заболеваемость и смертность, низкая рождаемость и в результате естественная убыль населения. Понимая насущные потребности населения в сложившейся ситуации, государство делает ставку на социально ориентированную политику.

Президент России В. В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 27 апреля 2007 г. сказал: «Полтора года назад мы начали реализацию приоритетных национальных проектов, их главная цель — инвестиции
в человека, в повышение качества его жизни»2. Процесс адаптации населения к проводимым реформам актуален на всей территории РФ. Ему присущи некоторые особенности в отдельных регионах страны. Региональные власти так же активно участвуют в реализации приоритетных национальных проектов. В послании Главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина Государственному Собранию РМ от 14 декабря 2006 г. отмечено, что «основные усилия государства направлены на те сферы, которые определяют качество жизни людей, на активизацию человеческого капитала, на формирование деятельного, конкурентоспособного человека, который будет успешно работать и достойно жить сегодня и в будущем. Именно на эти цели в рамках национальных проектов инвестируются значительные ресурсы»3.

Проведенное нами в 2007 г. исследование было посвящено изучению особенностей процесса адаптации населения Респуб-лики Мордовия к новым социально-экономическим условиям. Объектом исследования выступили студенты 2 курса заочного отделения педагогического факультета Мордовского государственного педагогического института. Студенты заочники отличаются от студентов дневного отделения рядом характеристик. Это, как правило, люди, имеющие профессиональный и трудовой стаж, экономически самостоятельные, часто имеющие семьи и детей. Они являются представителями различных социальных групп населения. Как адаптируются эти люди в современных социально-экономических условиях, в какой мере они нуждаются в помощи государства? На эти вопросы был получен ответ в ходе проведенной нами работы.

В период исследования студенты находились в институте на зимней зачетно-экзаменационной сессии 2007 года. Был проведен анкетный опрос, а затем электрофизиологические исследования (реоэнцефалография с функциональными пробами) с целью изучения функционального состояния объемного кровотока мозга у студентов, находящихся в состоянии повышенной умственной и стрессовой нагрузки. Данный метод, на наш взгляд, является оптимальным для изучения процесса физиологической адаптации головного мозга к повышенной умственной нагрузке в современных условиях, предъявляемых к студентам-заочникам в период зачетно-экзаменационной Контингент студентов-заочников педагогического вуза в большинстве своем составляют женщины (93,58 %) в возрасте от 17 до 47 лет. Все являются жителями республики, из которых замужем 44,87 % и 38,4 % из них имеют одного или двух детей. Среди обследованных было 73,1 % русской, 24,35 % — мордовской, 2,4 % — татарской национальности. Из данных следует, что около половины студенток-заочниц не вступают в брак и не заводят детей. Возможно, это одно из проявлений заимствованного западного образа жизни, для которого характерна материализация системы ценностей. В этом случае женщина в первую очередь должна обеспечить себя материально, а лишь затем вступить в брак и завести детей. Это не позволяет рассчитывать на расширенное воспроизводство населения и решение демографической проблемы в регионе.

 

 

Жизнедеятельность человека осуществляется в системе «человек — среда». Под последней понимается окружающая природная среда, производство, быт и т. д. С этой целью нами исследован ряд факторов, касающихся среды обитания, образа жизни, системы ценностей, жизненных проблем и состояния здоровья студентов. Рассматривая различные аспекты, касающиеся среды обитания студентов, значительное внимание было уделено условиям проживания, месту работы, профессиональной деятельности и общей оценке своего материального положения, отношению к религии. Примечателен тот факт, что большинство студентов (75,64 %) отметили свои условия проживания как хорошие, по материальному положению многие из них относят себя к людям среднего достатка (78,20 %). Это, бесспорно, свидетельствует об улучшении жилищных условий и материального благосостояния работающего населения Мордовии. Другим положительным моментом исследования явился выявленный позитивный психологический настрой студентов. Это неслучайно. Современное состояние общества в республике характеризуется стабильностью и чувством уверенности людей в завтрашнем дне и общим оптимистическим настроем. По нашему мнению, одним из источников духовных сил общества и веры в национальное возрождение региона является отмеченный нами исключительно высокий уровень искренне верующих, православных христиан и мусульман (92,30 %). Религиозные чувства верующих дают высокий морально психологический настрой, позволяющий им активно решать разнообразный круг жизненных проблем. Следующим положительным моментом явилось отсутствие в среде студентов конфликтов на межнациональной и иной почве.

Интересные результаты были получены при исследовании социального положения и трудовой деятельности студентов. Оказалось, что 42,30 % относят себя по роду трудовой деятельности к категории служащие, 24,35 % — рабочие и 33,33 % не работают, т. е. являются безработными. Следовательно, каждый третий студент-заочник находится на иждивении родителей или супруга, или материальное положение каждого третьего студента-заочника позволяет ему не работать. Работающие же студенты трудятся в самых разнообразных сферах деятельности. Это чаще всего образование (44,23 %), торговля (21,15 %), заводы и фабрики (13,46 %) и реже культура, медицина, транспорт и т. д. Таким образом, данная группа студентов широко представляет различные социальные слои трудоспособного населения Мордовии и в целом отражает их интересы.

При рассмотрении системы ценностей студентов на первом месте оказалось здоровье, на втором семья, на третьем работа, затем деньги, образование и др. Такой результат свидетельствует о том, что работа, проводимая со студентами в вузе, по формированию у них валеологического мышления дает положительный результат. Однако при рассмотрении вопросов, связанных с образом жизни, выявлено, что часть студентов склонна к употреблению алкоголя (23,07 %), курению (11,53 %), нарушению режима (29,48 %). Наличие таких вредных привычек, безусловно, может привести к ухудшению показателей здоровья студентов. Действительно, жалобы на здоровье на момент исследования предъявили 60,02 % опрошенных, а хронические заболевания имели 50 % респондентов. Среди хронических заболеваний студентов на первом месте были заболевания системы пищеварения, сердца и сосудов, нервной системы и органов чувств. Таким образом, студенты страдали от хронических заболеваний, связанных, как правило, с влиянием среды обитания.

Кроме того, студенты заочного отделения оказались не охвачены всеобщей диспансеризацией, как, например, студенты дневного отделения. По анкетным данным, студенты-заочники редко посещают поликлиники и больницы. Вероятно, поэтому можно предположить, что возникающие у них острые заболевания зачастую переходят в хронические. В плане улучшения здоровья студентов, искоренения у них вредных привычек и нормализации режима дня актуальное значение приобретает усиление работы по пропаганде здорового образа жизни на занятиях по курсу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Для изучения физиологической адаптации студентов, а именно работоспособности их головного мозга в условиях зачетно-экзаменационной сессии, было проведено электрофизиологическое исследование кровотока мозга методом реоэнцефалографии. При этом было выявлено достоверное (р < 0,01) улучшение показателей кровотока мозга при проведении функциональной пробы с усилением дыхания. Этот факт свидетельствует о том, что студенты во время сессии испытывают недостаток кислорода в организме, который приводит к функциональным нарушениям кровотока мозга, снижению умственной работоспособности, затруднению проведения учебного процесса и, следовательно, к ухудшению качества получаемых знаний. В данном случае наиболее эффективным средством для нормализации работоспособности мозга студентов являются прогулки на свежем воздухе, а также занятия физической культурой и спортом.

Таким образом, выбранная нами для исследования группа студентов-заочников педагогического вуза благодаря своему разнообразному социальному составу оказалась репрезентативной моделью, которая в значительной мере отражает состояние трудоспособного населения РМ. На примере данной группы студентов были выявлены особенности процесса адаптации, которые присущи жителям республики. Главной особенностью изученного явления мы считаем то, что большинство трудоспособного населения РМ в основном адаптирована к новым социально-экономическим условиям. Этот факт свидетельствует о правильной социально-экономической политике, проводимой руководством республики и основными направлениями которой являются активная реализация приоритетных национальных проектов, возрождение духовных ценностей и национального самосознания, строительство храмов, спортивных сооружений, повышение благосостояния и жизненного уровня рядового жителя республики.

Показателями адаптации стали явный положительный психологический настрой студентов, наличие факторов, объединяющих студентов (приверженность традиционным вероисповеданиям — христианству и мусульманству), ориентация их на здоровый образ жизни, а также хорошие условия проживания и материальный достаток в семьях. Другой особенностью процесса адаптации населения в РМ является наличие неиспользованных резервов в плане формирования валеологического мышления студентов, которое предполагает осознанное поведение человека по искоренению вредных привычек, улучшению показателей физического развития и устранению болезней. Работу в этом плане следует более активно проводить со студентами заочного отделения в вузе. При этом необходимо шире использовать в преподавании новые информационные и компьютерные технологии, игровой метод обучения, которые значительно повышают мотивацию студентов к изучению соответствующих учебных дисциплин.

В целом студентов-заочников можно рассматривать как важный человеческий потенциал РМ. Прошедшие профессиональное обучение, работающие и имеющие внутреннее стремление к знаниям и повышению своей квалификации, осознавшие истинную ценность образования, они формируют тот человеческий фактор, который способен на более высоком профессиональном уровне участвовать в развитии различных сфер деятельности общества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Зараковский Г. Г., Медведев В. И., Казакова Е. К. Психологические и физиологические проявления процесса адаптации населения России к новым социально-экономическим условиям // Физиология человека. 2007. Т. 33. ¹ 1. С. 14.

2 См.: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России В. В. Путина // Рос. газ. 2007. 27 апр. ¹ 90. С. 3.

3  См.: Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию РМ // Комсомольская правда. 2006. 14 дек. С. 1.

Поступила 25.06.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная