Н. В. Щербакова. Полистилистика в музыкальном искусстве
Н. В. Щербакова
Полистилистика в музыкальном искусстве
Н. В. Щербакова, аспирант кафедры культурологии Мордовского государственного университета
Хочется обратиться к полистилистике в музыке. Музыка второй половины ХХ в. актуализировала проблему стиля — его единства, индивидуальности, соотношения традиционных представлений о стиле с феноменом полистилистики, ощутимо поколебавшей основы привычного восприятия стилевого единства. Хотя период активного освоения полистилистики композиторской практикой уже миновал, в музыковедении все еще не установилось единой точки зрения на нее.
Сегодня многие категории полистилистики получают иное звучание. Новое прочтение не отменяет прежних ориентиров, а лишь предполагает несколько другой ракурс. В полистилистике чисто музыкальными средствами проявляются все основные постулаты постмодерна: пресловутая цитатность, принцип деиерархичности, паритет разнообразных культурных кодов, историческая симультанность и диалогизм. С годами полистилистика заметно эволюционирует: от шокового, коллажного сопоставления с отчетливым выражением языковых пластов — к изначально синтетическому музыкальному мышлению, в котором разные составляющие уже почти не различимы.
Полистилистика в равной мере перестраивает произведение и стиль, внося в музыку историко-культурное измерение. Включение полистилистических приемов в музыкальную фабулу делает ее эффективным механизмом художественной саморефлексии культуры. И ранее, конечно, каждый вновь возникавший стиль вступал в неявный диалог с уже существующими стилями, принимая одни ценности и оспаривая другие. Полистилистика дала этому диалогу язык. Она не отменяет стиль, она способна резко раздвинуть его горизонты. Современная музыка все активнее вбирает в себя любые, в том числе, казалось бы, далекие стили — исторические, этнографические, конфессиональные, регионально- и социально-локальные и др. Полистилистика в интерпретации художников разной культурной принадлежности не может не оказаться различной, поскольку оперирует укорененными в традиционном сознании элементами, типичными именно для данной культуры.
Сам термин не должен приводить в смущение. Приставка «поли», ориентирующая на множественность, отнесена не к стилю, а к одной из его сторон, к его языковому материалу — стилистике.
Рождение полистилистики в свое время рассматривали как некую экстравагантность, призванную поразить слушателя при помощи, условно говоря, «доказательства от противного»: не эпатирующей новизной музыкального языка, а включением в новый звуковой контекст «старой», традиционной музыки. Со временем серьезный подтекст этих исканий становился все яснее. Использование полистилистики, обладающей богатейшими коммуникативными возможностями, стало рассматриваться как один из реальных путей установления прочного контакта со слушательской аудиторией. Следует отметить, что процесс восприятия полистилистического произведения непрост. Музыкальное произведение насыщается широким спектром значений, тонких намеков и аллюзий, пробуждающих в слуховой памяти многочисленные образно-интонационные накопления различных «культурных слоев». Цитата здесь выполняет сугубо семантические функции. Она адресуется слушателю — его слуху, опыту, музыкальному тезаурусу, актуализируя эти слои культурных ассоциаций. В апелляции к прежним духовным ценностям композитор обретает возможность органично совместить образную и языковую сложность современной музыки с требованиями ее доходчивости и способностью увлечь слушателя. Слушатель должен разобраться в «полифонии стилей» (М. М. Бахтин), осознать смысл заимствования и соотнести последнее с авторским материалом. Это возможно при условии, что слушатель обладает соответствующей общей и музыкальной культурой.
Полистилистика предусматривает параллельное саморазвитие разных стилевых пластов. Это явление характерно не только для музыкального искусства. Сама его идея изначально принадлежит кинематографу с его устремленностью к временной многомерности и объемности повествования, через принципы вертикального и параллельного монтажа. С особой наглядностью полистилистические тенденции обозначены в современном кинематографе, где диалог документального и поэтического начал создает зримую связь времен. Стоит напомнить и о том, что использование принципов полистилистики составило драматургическое своеобразие многих ярчайших явлений литературы XX в. (например, творчество Ч. Айтматова). Кроме этих видов искусства полистилистическое «мышление стилями» широко распространилось и в дизайне.
Явление полистилистики совпадает по времени с эпохой постмодерна в современном искусстве, и уже поэтому музыкальные произведения конца ХХ в. требуют осмысления в этом ракурсе. Языковые новации авангардных времен нашли применение в новых условиях, получили убедительное семантическое истолкование. Кстати, в этом же направлении двигались и западные композиторы, однако отечественные мастера обнаружили здесь не только принципиальную самостоятельность, но и заняли во многом первенствующее положение. Во всяком случае, полистилистика как культурологический метод «мышления стилями» закрепилась в мировой современной музыке в качестве индивидуального вклада именно советских композиторов.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная