Е. Н. Песоцкая. К вопросу о структурно-функциональной основе этнического менталитета

Е. Н. Песоцкая

К вопросу о структурно-функциональной основе этнического менталитета

Е. Н. Песоцкая, доцент кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного университета, к. ф. н.

Можно обозначить два аспекта, в которых эта проблема рассматривается. Во-первых, это влияние природных свойств территориального пространства на структуру ментальности личности как представителя этноса; во-вторых, воздействие слова на менталитет через сознательно-языковые структуры.

Структура менталитета представляет собой сущностную основу культурно-исторических типов, диалектическое рассмотрение которых приводилось еще Н. Я. Данилевским. Последующее изучение языковой эволюции и структуры позволило сделать вывод о решающей роли в их изменении психологических и физиологических характеристик языковых систем. В этих процессах отражается мышление, определяемое скорее социальными структурами, чем логическими законами. Элементы языковой структуры являются конструкциями, несущими информацию, и именно они подвержены изменчивости, отражают специфику культурно-типического человека, особенности его менталитета как представителя этноса.

В структуре менталитета каждого этноса социологами выделяются: устойчивое ценностно-смысловое ядро и изменчивая периферия. Воздействие на менталитет слова происходит посредством взаимодействия с ним специальных биологических структур, получивших название управляющих. Кроме психических процессов, являющихся носителями этнического сознания, выделены информационные, связанные с управляющими нейронными структурами биологического организма — инстинктивными и социально-языковыми, формирование которых шло эволюционным путем. Языко-во-сознательные стереотипы в итоге становятся основой структурной информации, определяющей социальное поведение и деятельность индивида. Под ценностно-смысловым ядром понимаются определенные духовные ценности и их приоритетный порядок (иерархия), которые влияют на своеобразие мироощущения, самобытность жизненных практик и повседневных идеологий. Ценностно-смысловое ядро берет свое начало в социокультурных традициях и ценностях исторического прошлого этноса. Таким образом, наряду с ценностями ментальную сердцевину образуют этнокультурные архетипы и их актуализация. Воспроизводя архетипические образцы мышления и поведения, люди объективно сохраняют и культурный генотип своего этноса, практически не задумываясь над этим.

Активная субъектная составляющая ядерной структуры менталитета мордовского народа выстраивается на архе-типических образцах мышления, поведения и ценностях, исторически восходящих к ананьинской археологической культуре.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная