А. Н. Макаров. Проблемы теории и практики реализации земельной собственности (на примере Республики Татарстан)
Проблемы теории и практики реализации земельной собственности (на примере Республики Татарстан)
А. Н. Макаров, заведующий кафедрой экономики филиала Казанского государственного университета (г. Набережные Челны), к. э. н., доцент
Создание новой системы отношений земельной собственности представляет для России знаковое социально-экономическое явление, поскольку именно степенью разрешения земельного вопроса определяется успех преобразований в аграрной сфере. На сегодняшний день приватизация сельскохозяйственных земель, охватившая 13 % общей площади земельного фонда и закрепившая большую часть из них в частной собственности, практически завершена. Однако Россия, обладающая огромными земельными ресурсами, занимая седьмую часть мирового пространства (1,7 млрд га)1, или 12,5 % мировой территории, на которых сосредоточено 55 % черноземных почв мира2, вынуждена снова и снова мучительно искать ответа на вопросы о земельной собственности — владении, распоряжении и пользовании землей, об эффективной реализации земельной собственности.
Реально сложившееся положение дел за рубежом свидетельствует о том, что «успешное развитие всякого рода деятельности на земле возможно при любых формах собственности, в том числе и на основе арендных отношений (которые в развитых странах являются преобладающими)»3. Для этого необходимо и достаточно юридически закрепить право каждого на владение землей. Поскольку «важнейшей экономической формой реализации собственности ее „плодоношения” и вместе с тем важнейшим экономическим признаком собственности являются доходы»4, постольку критерием определения субъекта собственности на землю является способность предполагаемого собственника самостоятельно, своими силами и за свой счет осуществлять процесс их применения и воспроизводства5.
Последствия сегодняшнего варианта разрешения проблемы земельной собственности чреваты множеством негативных эффектов, тормозящих прогресс развития агросферы и народного хозяйства в целом. Так, земля скупается за бесценок, поскольку при низкорентабельном производстве как результате соответствующей аграрной политики за последние 15 лет сельскохозяйственные угодья в настоящее время не образуют земельной ренты как основы рыночной оценки (цены) земли. Во-первых, рынки купли-продажи земли, как правило, связаны с более высокими трансакционными издержками, чем арендные рынки. Во-вторых, приобретение земли путем ее покупки требует значительных наличных средств, которых наверняка может не оказаться у домохо-зяйств, получающих доход только от сельскохозяйственного производства. В-третьих, результаты деятельности рынка купли-продажи земли в большей степени, чем арендного рынка, зависят от работы других рынков, особенно рынков сбыта и кредитных. Возникновение теневого оборота земли — лишь часть айсберга теневой экономики, но все же является свидетельством того, что теневизация переступает и границы земельных отношений, являясь отражением деформированной реализации земельной собственности.
В Республике Татарстан изначально была обеспечена добровольность перехода на новые формы хозяйствования. Высказываясь за развитие как коллективной, так и частной собственности, крестьяне в подавляющем большинстве своем выступили против скоропалительного раздела основных средств производства на имущественные паи, земельные наделы, а в хозяйствах, в которых не произошли кардинальные экономические изменения, акцент был сделан на совершенствование внутрихозяйственных хозрасчетных структур6. Благодаря такому подходу, сопровождаемому внедрением современных технологий с первых лет аграрной реформы, в Татарстане нет спада сельскохозяйственного производства, более того, оно растет7. Анализ результатов функционирования аграрного сектора Татарстана лишний раз свидетельствует о том, что эффективное социально-экономическое развитие предполагает оптимальное сочетание рыночных и регулирующих государственных механизмов и в реализации земельной собственности. Что касается финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций, то значительная часть хозяйств в последние годы имеют устойчивую прибыль.
1 См.: Комов Н. В. Земля и земельные отношения в рыночной экономике // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2006. ¹ 5. С. 4.
2 См.: Волков С. Н. Современное состояние и задачи землеустройства в Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2006. ¹ 4. С. 11.
3 Трансформационная экономика России: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Бузгалина. М., 2006. С. 295.
4 Хубиев К. Содержание и формы разгосударствления отношений собственности // Теоретические проблемы переходной экономики: Учеб.-метод. пособие / Под ред. В. В. Радаева. М., 2003. С. 174.
5 См.: Лоскутов В. И. Экономические и правовые отношения собственности. Ростов н/Д, 2002. С. 142.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная