Б. Г. Хайрутдинов. Малое производственное предпринимательство в регионе: социально-экономические аспекты
Малое производственное предпринимательство в регионе: социально-экономические аспекты
Б. Г. Хайрутдинов, аспирант Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан
Смена парадигмы экономического мышления в российском обществе повлекла изменение государственной социально-экономической политики. Реформирование экономической сферы, в том числе приватизация, вызвало появление нового социального института предпринимательства.
Экономическая реформа в качестве приоритетного направления развития малого предпринимательства предполагает усиление его роли в производственной сфере. Малое производственное предпринимательство включает в себя выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, потребительских товаров. В широком смысле слова малое производственное предпринимательство — создание любого общественно полезного продукта, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
На 1 января 2008 г. в Республике Татарстан зарегистрировано 4 264 экономически активных малых предприятия, осуществляющих деятельность в реальном секторе экономики. На 1 января 2007 г. показатели составляли 3 085 малых производственных предприятий. По итогам года их прирост составил 1 179 ед.1, что, на наш взгляд, не соответствует социально-экономическому потенциалу Республики Татарстан. Основные причины недостаточного развития малого производственного предпринимательства в республике — несовершенство нормативно-правовой базы, направленной на регулирование и поддержку малого производственного предпринимательства; отсутствие достаточного залога у субъектов малого производственного предпринимательства для получения кредитов; непомерно высокие налоги в сочетании с постоянно растущими тарифами на электроэнергию и тепло; дефицит квалифицированных работников и специалистов на рынке труда.
Органам государственной власти Республики Татарстан необходимо предпринять ряд мер для увеличения количества малых производственных предприятий, которые, на наш взгляд, должны заключаться в обеспечении малому производственному предпринимательству прав государственных гарантий деятельности и защиты их законных интересов; обеспечении субъектов малого производственного предпринимательства производственными площадями и оборудованием через их долгосрочную аренду с привлечением неза-действованных государственных активов; создании условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия малого и крупного бизнеса; развитии гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки субъектов малого производственного предпринимательства; привлечении субъектов малого производственного предпринимательства в выполнение муниципального заказа; разработке отраслевых и территориальных программ, базирующихся на анализе баланса ввоза/вывоза продовольственных и промышленных товаров. Комплексное осуществление данных мероприятий должно, по нашему мнению, привести к увеличению количества субъектов малого производственного предпринимательства и увеличению их вклада в валовый региональный продукт Республики Татарстан
1 См: Деятельность субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан за январь-декабрь 2007 г. // Электрон. ресурс [режим доступа: www. tatastat.ru].
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная