Е. Н. Суняйкина. Комплексная система межсекторного взаимодействия

Е. Н. СУНЯЙКИНА

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СУНЯЙКИНА Екатерина Николаевна, аспирант кафедры социологии Мордовского государственного университета.

В настоящее время тщательному изучению подвергаются закономерности и механизмы внутренней организации социума, включая особенности структурного ' взаимодействия трех его макро-субъектов:государства, частного бизнеса и гражданского общества. Эти силы условно называют первым, вторым и третьим секторами общества, соответственно. Представители каждого сектора имеют различные возможности и ресурсы для оказания помощи в решении социально значимых проблем. Кроме того, у них сформировались различные представления о самой их природе. Необходимость гармонизации этого спектра отношений очевидна для всего общества, поскольку ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут в одиночку преодолеть социальную напряженность и конфликты, обеспечить людям равные возможности достойной жизни и т. п.

Отсутствие эффективного взаимодействия секторов на сегодняшний день оставляет нерешенными старые и порождает ряд новых проблем. Среди них традиционная для России высокая доля участия государства в решении социальных вопросов. Как следствие — постоянный рост бюрократического аппарата и неэффективность контроля за рациональностью расходования выделенных средств, инертность государственных структур в определении и решении наиболее приоритетных социальных нужд, низкое обеспечение социальных программ требуемыми ресурсами; бессистемность благотворительной деятельности российского бизнеса; низкая социальная активность населения в проявлении своих прав и обязанностей как граждан социального государства. Международный опыт доказывает, что гораздо эффективнее решать социальные проблемы консолидированно, передавать исполнение большей части социальных услуг негосударственным организациям. За рубежом при планировании социально-экономического развития страны и регионов большое внимание уделяется роли граждан в этом процессе, оценена значимость и эффективность вклада общественных организаций в экономику и предоставление значимых социальных услуг1.

За последние 15 лет Россия сделала серьезные шаги по пути консолидации общественных сил. Во-первых, выросло число коммерческих организаций, увеличилось количество общественных объединений2. Во-вторых, в регионах РФ сложилась разнообразная практика взаимодействия государственных структур, коммерческих и некоммерческих организаций, идет процесс развития региональной законодательной базы межсекторного взаимодействия3. Все это послужило основой для формирования нового для России вида социального партнерства — межсекторного партнерства, понимаемого как конструктивное взаимодействие институтов власти, бизнеса и общественных групп при решении социально значимых проблем, осуществляемое в рамках действующего законодательства и направленное на проведение рациональной социальной политики.

Согласно социологическим исследованиям, Республика Мордовия относится к 5 % регионов РФ с несоциально-ориентированными бюджетами, получающим достаточно высокие бюджетные доходы от «прописанных» на их территории крупных компаний, а также из других источников, но не обременяющим себя повышенными расходами на социальные цели; в результате доля расходов на социальную политику и социальных расходов в структуре их бюджетов минимальна4.

Анализ принятых в регионе нормативных документов свидетельствует, что пока не у всех представителей трех секторов сложилось понимание термина «социальное партнерство» как конструктивного взаимодействия представителей всех секторов общества при реализации социальной политики. Государственная форма управления в социальной сфере Мордовии до сих пор остается приоритетной, а распределение средств на социальные нужды в большинстве случаев носит неконкурсный характер. Что касается межсекторного взаимодействия, то оно развивается на уровне совместных мероприятий, инициированных, как правило, органами государственной власти.

Социологическое исследование «Взаимодействие власти, бизнеса и НКО в Республике Мордовия», проведенное нами в 2007 г. и охватившее 367 представителей органов государственной власти, коммерческих структур и некоммерческих организаций г. Саранска, подтвердило слабый уровень развития межсекторного взаимодействия в регионе. Низкая частота контактов, а также практикующиеся механизмы взаимодействия свидетельствуют лишь о первоначальном этапе институционализации межсекторных отношений в регионе. Основными проблемами, мешающими реализации этого процесса, являются финансовая неустойчивость и слабое организационное развитие третьего сектора Мордовии, недостатки нормативно-правовой базы, бюрократизм органов власти.

Несмотря на высокие ожидания от действий органов государственной власти, бизнес-структуры и НКО активно внедряют в социальную практику собственные механизмы взаимодействия, постепенно завоевывая авторитет населения и добиваясь равного участия в жизни регионального социума. Так, широкое применение в республике нашли технология проведения летних лагерей трудового актива для сельских школьников, реализуемых детско-юношеским движением «Истоки», методики организации лагеря для трудных подростков, проводимого Ассоциацией педагогических отрядов Историко-социологического института Мордовского государственного университета, программа трудового лагеря Ассоциации учащейся молодежи Мордовии для детей-сирот, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, программа профессиональной ориентации выпускников интернатных учреждений, проводимая Ассоциацией «Милосердие» совместно с коммерческими организациями республики.

Учитывая позитивный настрой и желание эффективно взаимодействовать, целесообразно обобщить разносторонние векторы деятельности государственной власти, бизнеса и НКО в комплексную систему межсекторного взаимодействия. Развитие этой системы на региональном уровне предусматривает координацию со стороны органов государственной власти, привлечение к системе взаимодействия некоммерческих организаций и регионального бизнеса, разработку и подписание соответствующего соглашения. Его основная цель — правовое закрепление стратегии, приоритетных направлений и механизмов межсекторного взаимодействия в регионе, а также критериев его эффективности, обязательств сторон в различных сферах развития региона. Весьма важно на различных административных уровнях создание межсекторных рабочих групп, совместно разрабатывающих программы социального развития региона, социальные проекты коммерческих структур. Необходим пересмотр региональной политики в социальной сфере, предполагающей более эффективные конкурсные механизмы взаимодействия. В частности, целевые социальные программы могут быть разделены на полностью реализуемые государственной властью; властью, НКО и бизнесом; программы, которые могут быть полностью выполнены НКО на основе их победы в конкурсе социальных проектов. Конкурсы целесообразно проводить через специально созданные структуры. В качестве таковой предлагается модель Фонда местного сообщества, создаваемого по инициативе региональной власти при участии ведущих предприятий республики.

 

 

Весьма актуальны развитие и поддержка в Мордовии экспертной деятельности некоммерческих организаций, приглашение активистов третьего сектора для работы в комитетах, общественных советах и рабочих группах по оценке законодательства в социальной сфере, включение некоммерческих организаций в долгосрочное стратегическое планирование, проведение экспертиз социальных программ регионального бизнеса, пропаганда СМИ общественных инициатив, объединений и иной самодеятельной активности граждан.

Необходимо законодательное закрепление технологий межсекторного взаимодействия, соответствующих стратегий и концепций, что позволит осуществить оценку эффективности и проводить мониторинг развития системы взаимодействия. Этот этап предполагает не только отслеживание обратной связи по реализации межсекторных проектов и программ, но и поиск идей, инновационных технологий, которые в дальнейшем будут закладываться в соответствующие стратегии, прописываться в соглашениях и апробироваться на практике.

Предложенная модель межсекторного взаимодействия, в отличие от традиционных подходов, позволит сформировать и реализовывать в регионе интерактивную и адресную социальную политику, обеспечить связь государственного управления с интересами общества, гарантировать адекватную социальную базу управленческих решений. Переход к новой стратегии государственного управления в социальной сфере произойдет, когда государство будет выполнять координирующие, а не исполнительно-распорядительные функции. В сфере социальных услуг будут созданы дополнительные рабочие места, часть трудовых ресурсов из материального производства перейдет в социальную сферу. У некоммерческих и бизнес-организаций появится дополнительный мотив в конкуренции за бюджетные средства.

В целом в регионе снизится потребность в социальной помощи за счет преодоления иждивенческого мышления и поведения, социальная ответственность постепенно перераспределится между региональной государственной властью, работодателями и производством, гражданами и их объединениями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне / Под. ред. А. Г. Акрамовской. М., 2007. С. 56.

2  См.: Данные доклада «Первый год применения нового российского законодательства о НКО: проблемы и рекомендации по изменениям» // Некоммерческое обозрение. 2007. ¹ 9. С. 7.

3  См.: Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. / Под ред. А. Е. Шадрина. М., 2007. С. 144.

4 См.: Зубаревич Н. В., Ибрагимова Д. Х. и др. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х / Под ред. Т. М. Малевой; Независимый институт социальной политики. М., 2007. С. 415.

Поступила 21.01.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная