М. А. Костерина. Хронотоп мордовского танца
М. А. Костерина
Хронотоп мордовского танца
М. А. Костерина, преподаватель кафедры национальной хореографии Мордовского государственного университета
Думаем, уместно будет ввести понятие «хронотоп мордовского танца». Мордовский народ с древнейших времен через пластику танца подражал природе, повадкам животных и птиц, передавал трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав. Это способствовало возникновению характерных танцевальных элементов, которые, в свою очередь, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в язык движений традиционного национального танца. Танцевальная пластика мордовского народа берет свое начало от обрядовых представлений, поэтому наиболее важными и интересными для реконструкции национальной пластики являются календарные обрядовые действия и ритуалы. Это магические, включая вербальную (словесную) магию, символически-демонстративные или игровые обряды.
Во всех типах обрядовых танцев выделяются особые виды: хороводы-гадания, пляски-заклинания, танцы с элементами эротики и др. В мордовском этническом танце они исполняются в виде жестов, позировок, делающихся резко и динамично или торжественно. Они наполняются многозначительным смыслом, символами, расшифровку которых следует искать в ранних формах религиозных воззрений, длительное время сохранявшихся у мордвы. Понимание символики культов позволяет понять религиозные обряды мордвы и расшифровать символы, закодированные в танцевальных, пантомимных действах, что становится ключом к пониманию пластики национального танца. В этом случае необходимо обратиться к различным образам-символам, бытовавшим у мордвы и нашедшим свое выражение в искусстве резьбы с. Подлесная Тавла. Это образы птиц, коня, медведя, быка, богинь, божеств и др., символическое значение которых совпадает с тем значением, которое вкладывали танцующие в свои образы. Именно преобладание в танце выразительного начала над внешней изобразительностью исполнителей являлось спецификой хореографического образа древнего танца: такие танцы были динамичными, в них подчеркивались движения, а не позы, вырабатывался определенный стиль исполнения, включающий походку и пластику, связанные с повседневными занятиями. В этом и заключалась основная функция танца — сохранение накопленного жизненного опыта и передача его подрастающему поколению.
В настоящее время в результате синтеза современных направлений хореографического искусства с этническим танцем появилось новое танцевальное направление танец-фолк, приобретающее все большую популярность у мордовских хореографов-постановщиков. Он дает большой простор для фантазии, обогащая этническую пластику новыми танцевальными элементами, делая ее воздушнее и разнообразнее. Это достигается за счет облегчения сценического костюма: уменьшения количества рубах в женском костюме, который, как и мужской, теперь шьется из современных материалов, облегчение пулая, украшений; деревенские лапти нашли замену в сценических сапожках, балетных пуантах, а иногда уступают «танцеванию босиком».
Показательны в этом отношении постановки на мордовском материале А. Г. Бурнаева. Имея в основе материал, зафиксированный в фольклорных экспедициях, а также предметы материальной культуры и археологические памятники, он создал номера, глубоко содержательные, передающие образы народного фольклора («Уточки Старых Найман», «Сузгарские кумовья», «Кочетовские пряхи», «Перхляйские перетопы», «Красавицы Мурани» и др.).
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная