Н. В. Шаталова. Краеведческая электронная продукция как фактор развития региона

Н. В. Шаталова

Краеведческая электронная продукция как фактор развития региона

Н. В. Шаталова, старший преподаватель кафедры бибиблиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета, к. ф. н.

Подчеркну как один из важных факторов развития региона — создание краеведческой электронной продукции. Помимо государственных структур краеведением сегодня активно занимаются учреждения сферы образования. В учебных планах вузов обязательным стал региональный компонент, отражающий уникальность и своеобразие конкретного края (язык, историю, географию, экологию, литературу и др.), его специфические потребности и интересы в области образования. Преподаются типовые краеведческие учебные дисциплины («Историческое краеведение», «Литературное краеведение» и т. п.). Во многих дисциплинах, не носящих в целом краеведческого характера, выделяются краеведческие части, разделы, темы; разработано множество авторских краеведческих курсов как универсального содержания, так и узкотематического. Краеведением занимаются в научных и производственно-практических целях, образовательных и самообразовательных, креативных и досуговых. Формы краеведения становятся все более разнообразными, отвечающими велению времени, потребностям общества и личности. Образовательная и любая другая деятельность, связанная с конкретным краем, базируются на использовании краеведческих информационных ресурсов, объем и тематика которых варьируются в зависимости от целей и содержания конкретной работы. Быстрота нахождения информационных ресурсов, соответствующих информационной потребности и отвечающих требованиям полноты и достоверности, — залог достижения результата деятельности.

Краеведческие информационные ресурсы позволяют сохранять и передавать из поколения в поколение богатое культурное наследие отдельных регионов — научные достижения, произведения художественного творчества, традиции, обычаи, обряды и др.; способствуют производству новых культурных ресурсов, обеспечивают устойчивость и продвижение региона в мировом сообществе. Именно поэтому работа по созданию, сбору, изучению, обработке, организации, хранению и передаче этих ресурсов чрезвычайно важна и ведется как частными лицами, так и коллективами различного профиля и статуса — библиотеками, архивами, музеями, высшими и общеобразовательными учебными заведениями, СМИ, общественными организациями и объединениями и др.

Общими для библиотек, архивов и музеев выступают несколько видов продуктов. Это краеведческие базы данных (БД): отсылочные, фактографические и полнотекстовые; краеведческие электронные коллекции, под которыми понимается систематизированная совокупность краеведческих электронных ресурсов, объединенных по какому-либо критерию принадлежности (например, по общности содержания, источников, назначения, кругу пользователей, способу доступа и т. д.); краеведческие электронные издания. Среди них выделяются электронные аналоги печатных краеведческих изданий, т. е. электронные издания, в основном воспроизводящие соответствующие печатные издания (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т. п.), и самостоятельные электронные издания, не имеющие печатных аналогов.

Краеведческий «бум», вспыхнувший в России на рубеже 80-х — 90-х гг. ХХ в., в настоящее время оформился в стабильное краеведческое движение. Актуальность краеведения стала общепризнанной, поэтому необходимо совершенствовать электронные технологии, накапливать опыт работы, повышать квалификацию кадров и соответствующую подготовку в образовательных учреждениях.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная