С. Н. Ворожцов. Маркетинговый анализ рынка хлебобулочных изделий Кировской области

Маркетинговый анализ рынка хлебобулочных изделий Кировской области

С. Н. Ворожцов, аспирант кафедры маркетинга и стратегического планирования Вятской государственной сельскохозяйственной академии

Производство хлебобулочных изделий является одной из ведущих отраслей в пищевой промышленности России. По рентабельности (50—60 %) хлебное производство — наиболее привлекатель ная сфера бизнеса.

В общем объеме производства хлеба и хлебобулочных изделий области ведущими являются предприятия г. Кирова: ОАО «Кировхлеб» (14.3 тыс. т), ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» (4.4 тыс. т), ОАО «Кировский хлебозавод ¹ 5» (2,9 тыс. т). Также достаточно большие объемы хлебобулочных изделий производятся на таких предприятиях Кировской области, как ОАО «Слободской хлебокомбинат» (1,8 тыс. т) и ОАО «Омутнинский хлебозавод» (1,4 тыс. т), а также предприятиями малого бизнеса г. Кирова и области.

В 2006 г. ведущими хлебопекарнями Кировской области было произведено около 27 тыс. т продукции. По сравнению с 2005 г., когда предприятия произвели 26 тыс. т, производство в натуральном выражении выросло на 3 %.

Чтобы осуществить маркетинговый анализ областного рынка, требуется провести оценку основных показателей, характеризующих рынок хлебобулочных изделий Кировской области. Основными направлениями анализа являются диагностика конкурентной среды рынка с построением матрицы формирования конкурентной карты рынка, оценка уровня концентрации рынка, оценка уровня дифференциации продукции, расчет индекса концентрации Герфинделя.

Для оценки конкурентного статуса проводится классификация предприятий по степени изменения конкурентной позиции. Для расчета необходимых показателей и границ классификационных групп используются данные по объемам производства ведущих хлебопекарных предприятий Кировской области. По правилам построения статистических рядов можно исключить показатели, которые выходят из общей тенденции, чтобы выявить верную закономерность. Тенденция оценивается с помощью показателя темпа прироста доли рынка (Ti), который составил 20,7 %. Рассчитанное среднеквадратическое отклонение: σ = 42,7 % показывает, что вариация единиц в изучаемой совокупности достаточно высока, следовательно, группа неоднородна по данному признаку.

Матрица формирования конкурентной карты рынка позволяет выделить 16 типовых положений предприятия, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов.

Согласно результатам анализа, лидерами рынка являются ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» и ОАО «Кировхлеб», аутсайдерами — все остальные предприятия. Наиболее быстро растущая конкурентная позиция у ОАО «Вятско-полянский хлебокомбинат», ухудшающаяся — наблюдается у остальных предприятий.

По числу фирм, работающих на рынке, можно оценить уровень конкурентности рынка. Для более точной оценки используется коэффициент концентрации рынка (Ккр). Ккр = 0,86.

Для оценки уровня дифференциации продукции (Уд) рекомендуют использовать порядковую шкалу с качественными параметрами характера дифференциации продукта и бальной оценкой, соответствующей каждой ее градации. В нашем случае уровень дифференциации продукции составляет 3.

Доля крупнейших фирм на рынке оценивается индексом концентрации Герфинделя: Иг = 0,49.

Областной рынок хлебобулочных изделий характеризуется высокой степенью концентрации крупных производителей. Два крупных предприятия области обеспечивают более 80 % продаж. На данном рынке присутствует также мелкотоварный сектор, за счет чего сдерживается спрос и стабилизируются цены на хлеб.

Учитывая отраслевые особенности рынка хлебобулочной продукции, следует ожидать, что его объем стабилизируется на современном уровне. Однако прогнозируется смещение потребительских предпочтений в направлении видов продукции с так называемой добавленной пользой и более дорогого сегмента хлеба.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная