Е. В. Трунина. Таможенные органы как институт внешнеторговой деятельности Российской Федерации и ее субъектов
Е. В. ТРУНИНА
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК ИНСТИТУТ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ
ТРУНИНА Екатерина Владимировна, руководитель правовой службы Мордовской таможни, кандидат юридических наук, доцент.
В условиях глобализации мировой экономики, предстоящего вхождения России в ВТО, возрастает роль и значение развития внешнеэкономической деятельности.
Важнейшим инструментом государственного регулирования внешней торговли являются таможенные органы Российской Федерации. Перед ними поставлена задача повысить эффективность таможенного администрирования, обеспечивая всемерное содействие развитию торговли, ускорению товарооборота. Сегодня таможенные органы Российской Федерации и ее субъектов выполняют фискальную, протекционистскую, правоохранительную функции.
В настоящее время взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) регулируется вступившим в действие с 1 января 2004 г. новым Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ), закрепившим новую идеологию таможенного дела.
Новый ТК РФ, сбалансировано учитывая интересы участников внешнеэкономической деятельности, существенно либерализовал сферу таможенного дела, значительно уменьшил административные барьеры в сфере таможенных правоотношений. Как отмечают разработчики кодекса, «принятие ТК, закладывающего четкие, ясные, стабильные правила игры в таможенной сфере, способствующее гармонизации таможенных норм и правил, дает несомненные преимущества участникам внешней торговли и является важным шагом на пути интеграции России в мировое экономическое пространство»1.
Таможенный кодекс разработан на основе принципиально новых идеологических принципов, основной из которых —
«таможенная служба, всегда являвшаяся исключительно контролирующим ведомством, должна трансформироваться в организацию, основная задача которой — содействие внешней торговле и предоставление услуг участникам внешнеэкономической деятельности»2.
Более простым и понятным стал порядок декларирования товаров. Впервые ТК РФ определяет перечень документов, которые представляются при декларировании товаров. Таможенные органы отныне не смогут требовать предъявления дополнительных документов и сведений, не указанных в кодексе, поскольку федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе лишь сокращать такие перечни. Идя навстречу хозяйствующим субъектам, ТК РФ устанавливает гибкий срок подачи таможенной декларации. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ.
К положительным новеллам ТК РФ относится сокращение сроков выпуска товаров. По старому ТК срок таможенного оформления составлял 10 дней и исчислялся с момента представления таможенному органу последнего документа. Новый ТК сократил срок проверки таможенной декларации до трех дней, что ведет к снижению издержек участников ВЭД, связанных с хранением товаров на складах временного хранения и простоем транспортных средств.
Как было отмечено выше, общая концепция нового ТК РФ направлена на облегчение, ускорение и упрощение таможенных процедур с тем, чтобы товары могли быть переданы лицу в пользование и распоряжение в соответствии с заявленным таможенным режимом в возможно короткие сроки. Достижению этих целей в значительной степени способствует установленный Кодексом упрощенный порядок декларирования товаров, предусматривающий возможность подачи неполной, периодической или временной таможенной декларации.
Новые подходы провозглашены и в наиболее консервативной сфере таможенного регулирования, какой является таможенный контроль. ТК РФ, сократив срок проверки таможенной декларации до трех рабочих дней, переместил акцент контроля соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства со стадии таможенного оформления на проверку достоверности заявленных таможенному органу сведений после выпуска товаров. Во избежание затягивания этого процесса ТК РФ четко закрепляет, что подобная проверка может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Кроме того, в отличие от ранее действующей тотальной системы таможенного контроля, ТК РФ по новому определяет его стратегию таможенного контроля. Таможенный контроль должен быть в максимальной степени «необременительным», «незаметным» для участников внешнеэкономической деятельности. При этом должна по-прежнему выполняется его основная задача — обеспечение соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства. Однако ее выполнение теперь основано на применении принципиально иной таможенной технологии — системы управления рисками. Под последней понимаются риски несоблюдения таможенного законодательства. Система их управления призвана сконцентрировать основные ресурсы (людские, технические, финансовые и т. д.) таможенных органов на наиболее острых, проблемных направлениях таможенного контроля. Административный ресурс таможенных органов сосредоточен на проведении контроля, исходя из принципа выборочности, ограничиваясь только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. ТК РФ закрепляет исчерпывающий перечень форм, в которых может осуществляться таможенный контроль.
Учитывая общемировые тенденции формирования единого информационного пространства, ТК РФ широко ориентирован на применение современных информационных технологий. Таможенный кодекс заложил правовую основу электронного декларирования3. Это передовая технология таможенного оформления, приближающая работу таможенных органов к международным стандартам. Электронная форма декларирования ведет к ускорению, повышению прозрачности и сокращению влияния субъективного фактора, в чем особенно заинтересованы крупные благонадежные участники ВЭД субъектов РФ. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут. Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациями, имеющим собственные информационные автоматизированные бизнес-системы учета, а также при регулярном таможенном оформлении крупных партий товаров, в том числе с большим количеством наименований товаров.
Безусловно, новшества ТК РФ призваны оказать положительное воздействие на экономическую активность участников внешнеторговой деятельности, а значит будут способствовать активизации внешнеэкономической деятельности субъектов РФ. В этом процессе первостепенная роль принадлежит таможенным органам РФ.
В отличие от действовавшего ранее ТК РФ 1993 г., в котором таможенное оформление осуществлялось лишь по месту получателя, в новом ТК РФ можно самому выбирать, где лучше декларировать товары. В соответствии со ст. 125 ТК РФ таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.
Таможенный кодекс позволяет таможенным органам упростить процедуру таможенного оформления для добросовестных, стабильных, устойчивых, законопослушных участников ВЭД, находящихся в регионе деятельности таможенного органа. В соответствии с п. 3 ст. 68 ТК РФ специальные упрощенные процедуры таможенного оформления могут быть применены только в отношении ввозимых на таможенную территорию РФ товаров и предусматривать подачу периодической таможенной декларации, выпуск товаров до подачи таможенной декларации, проведение таможенного оформления на объектах лиц, в отношении которых применяются специальные упрощенные процедуры, хранение товаров с разрешения таможенного органа на складе получателя товаров и другие упрощенные процедуры, предусмотренные ТК РФ.
С целью избежания возникновения у участников ВЭД каких-либо непредвиденных ситуаций, приводящих к серьезным правовым и финансовым последствиям, ТК РФ более подробно урегулировал обязанности таможенных органов по осуществлению информирования и консультирования участников ВЭД. Утвержденный Федеральной таможенной службой России Административный регламент по предоставлению этой государственной услуги устанавливает комфортные условия получения информации по таможенным вопросам и консультированию, удобные графики работы таможни по оказанию данной услуги4.
В целях реализации закрепленного ТК РФ курса развития партнерских взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности ТК РФ наделяет таможенные органы правом устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД и их профессиональными объединениями (ассоциации) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и контроля.
Для активизации внешнеторговой активности субъектов РФ при многих таможнях создаются консультационные советы по работе с участниками ВЭД. В состав этих советов входят представители таможенных органов, деловых кругов (наиболее крупных участников ВЭД) субъектов РФ, а также представители других федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю. Ф. Азарова, Г. В. Баландиной. М., 2004.
2 Мамченко А. Таможенный кодекс РФ 2003: «Новая песня о главном» // «Коллегия», 2003. ¹ 6 // СПС «КонсультантПлюс».
3 Рос. газ. ¹ 88. 27.04.2004.
4 См.: Приказ ФТС России «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов» от 24 мая 2006 г. ¹ 469 // Рос. газ. ¹ 227. 11.10.2006.
Поступила 12.11.07.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная