И. Т. Мусина. Оптимизация процесса влияния национальной культуры на образ жизни современной молодежи в рамках национальной политики Республики Татарстан
И. Т. Мусина
Оптимизация процесса влияния национальной культуры на образ жизни современной молодежи в рамках
национальной политики Республики Татарстан
И. Т. Мусина, соискатель Центра политико-экономических исследований Академии наук Республики Татарстан
Исследуя влияние национальной культуры на образ жизни современной молодежи в рамках национальной политики Республики Татарстан, следует остановится на историческом аспекте формирования национальной политики, выделив основные перспективы влияния национальной культуры на образ жизни молодежи. Долгое время национальная политика носила противоречивый характер. С одной стороны, был сокращен разрыв в социальном развитии различных национальностей, вырос их образовательный и культурный потенциал, сформировался опыт сотрудничества народов. С другой — жесткий центризм, идеологический диктат нивелировали культурное многообразие, игнорировались социальные и культурные запросы граждан и права людей, оказавшихся за пределами «своей» государственности. В таких условиях конструктивное решение комплекса вопросов жизнедеятельности общества возможно лишь на основе тщательно выверенной, всесторонне взвешенной государственной политики, учитывающей исторический опыт, устоявшиеся традиции, сложившиеся реалии и объективные возможности поступательного развития.
Татарстан — многонациональное государственное образование, где проживают представители 120 национальностей. Такое этническое разнообразие обусловлено историческими условиями развития Волго-Камского бассейна. Нельзя не сказать и о переносе акцента в сфере национальной политики с национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни, когда равноправие национальностей при смешанном характере их расселения можно достичь единственном путем — гарантией равноправия этнических групп на местах. Наши опросы показывают, что молодежь неоднозначно оценивает свое гражданство. Гражданином Российской Федерации себя чувствуют 23,9 % опрошенных, а 15,0 % молодых людей ощущают себя гражданами Республики Татарстан, 28,7 % чувствуют себя гражданами как РФ, так и РТ. Более 8,5 % опрошенных считают себя представителями своего этноса (русского, татарского, чувашского и т. д.), причем 23,9 % относят себя к гражданам Земли.
В качестве важного направления влияния национальной культуры на образ жизни молодежи следует отметить возрождение национальных традиций, народного искусства.
В конце 80-х начале 90-х гг. ХХ в. в республике возникло несколько национально-культурных обществ («Огуз» общество азербайджанцев Татарстана), «Казахстан», «Башкорт йорто», еврейский культурный центр «Минора», этнографическое культурно-просветительное объединение кряшен, марийский и чувашский культурные центры, общества немецкой и славянской культуры, ассоциации работников татарского просвещения « Магариф» и работников культуры «Мада-ният». Кроме них имеют свои общества поляки в Казани, армяне и грузины в городе Набережные Челны, удмурты в Балтасинском районе.
В июле 1992 г. создана Ассоциация национально-культурных об ществ. Главная ее цель — содействие национальному и духовному возрождению, сохранение и развитие литературы, фольклора, национально го искусства, возрождению народных традиций.
Приоритетным направлением государственной культурной политики стало обращение к народному творчеству, работа по возрождению которого сосредоточена в соответствующем центре при Министерстве культуры республики. Центр успешно осуществляет концепцию самодеятельного национального творчества в Татарстане. В русле этого направления реализованы многие интересные мероприятия: создание Государственного центра сбора, хранения и пропаганды национального фольклора; проведение в рамках целевой программы «Фольклорное наследие татарского народа и современное творчество» научно-методических конференций по проблемам истории, культуры и фольклорных праздников астраханских, сибирских, бардымских татар, фестивалей фольклора татар-кряшен и татарской песни «Пой, мой Татарстан».
Возрождены и вновь созданы 200 фольклорных коллективов, в том числе 8 марийских (из них 2 имеют звание «народный»), 36 русских ( из них 4 народных), 7 удмуртских (2 — народных), 6 мордовских, 22 чувашских (из них 6 — народных), более ста — татарских.
Все большей популярностью среди молодежи пользуются национальные праздники. Это подтверждается социологическими исследованиями, проведенными в 6 районах республики. Более 70 % опрошенных высказались за возрождение таких праздников, как «Сабантуй», 69 % — «Никах», 81 % — «Пасха», 31 % — «Курбан-Байрам», 42% — «Ураза», 56 % — «Красный Акатуй», более 70 % — за возрождение традиционных промыслов народов республики.
Современная молодежь избирательна в выборе музыкального репертуара, особенно требовательно она относится к его качеству. Так, 21,0 % респондентов отдают предпочтение современной национальной музыке и остаются верны классическим канонам, 59,7 % слушают как классическую, так и современную музыку.
Главной базой обеспечения молодежи национальной книгой выступают местные издательства, образуя своеобразную читательскую среду. Исследования последних лет показывают, что наибольший интерес к литературе на родном языке наблюдается там, где ее достаточно. Следовательно, при планировании книгоиздательского дела нельзя ориентироваться на уравнительное обеспечение читателей, следует исходить из их реальных потребностей.
Таким образом, среди мер, способствующих формированию интереса молодежи к национальной культуре, следует отметить расширение сфер применения национальной культуры в образе жизни молодежи, вовлечение максимально большего числа различных слоев и групп молодежи в рамках реализации городской, республиканской политики по развитию национальной культуры.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная