Г. П. Пирожков. Место краеведения в региональной культурной политике в условиях информатизации общества
Г. П. Пирожков
Место краеведения в региональной культурной политике в условиях информатизации общества
Г. П. Пирожков, доцент Тамбовского государственного университета, член-корреспондент Российской академии естественных наук, к. ист. н.
Региональная специфика в истории России всегда имела принципиальное значение. Уйти от историчности данной проблемы, значит уйти от познания ее корней и ограничиться лишь рассмотрением поверхностной части. Особую актуальность в этих условиях приобретает развитие в каждом субъекте РФ краеведения — области знания, характеризующего жизнедеятельность человека на своей земле, во времени и пространстве; механизма передачи адаптационного опыта от поколения к поколению и деятельности по изучению определенной местности в целях решения научных, производственных, самообразовательных задач. Сегодня краеведческой работой занимаются коллективы государственных учреждений и учебных заведений, общественные объединения. Исторически сложились три основные организационные формы краеведения: государственное, школьное и общественное (добровольное).
На российской карте нет неисторических мест, просто мы еще недостаточно глубоко знаем свою историю и культуру. Совершенно естественно, что для нашей страны с ее необъятными пространствами, многообразием жизненного уклада краеведение имеет особый смысл.
Для оптимизации руководства краеведческой деятельностью на уровне региона в каждом субъекте РФ следует предусмотреть: во-первых, создание областных координационных советов по краеведению, справочно-краеведческих изданий типа «Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах)» или «Тамбовская энциклопедия», краевых словарей, справочников, энциклопедий типа «Тверские краеведы: ХХ век» или «Краеведы от А до...: энциклопедия Тамбовского центра краеведения», справочников «Личные фонды и коллекции в архивах, музеях и библиотеках … области» и др., краевой, областной краеведческой газеты (журнала), ряда краеведческих проектов в местных СМИ; во-вторых, проведение регулярных совместных совещаний, семинаров, конференций сотрудников информационных учреждений (библиотек, архивов, музеев и др.) с краеведами для рассмотрения вопросов состояния государственного и общественного краеведения, научно-организационных мероприятий с целью повышения теоретико-методологического и методического уровня краеведческой работы.
В качестве некоего универсального средства разработки стратегии развития любого краеведческого учреждения (объединения) мы предлагаем селективный метод. Селективность в краеведении мы рассматриваем как избирательность, способность выделять полезное на общем фоне, в условиях помех, как параметр, характеризующий эту способность количественно.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная