Л. Н. Курышова. Особенности стиля потребления бедных региона

Л. Н. КУРЫШОВА

ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ БЕДНЫХ РЕГИОНА

КУРЫШОВА Любовь Николаевна, научный сотрудник отдела мониторинга территориального управления Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия.

Бедность — экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором располагаемые ими ресурсы и средства (денежные, имущественные, здоровье и др.) недостаточны для удовлетворения минимальных потребностей (питание, жилье, одежда, досуг и др.) и поддержания образа жизни на уровне принятых в обществе минимальных жизненных стандартов. Бедность — не просто низкие доходы, это особый образ и стиль жизни индивидов. Ограниченность материальных ресурсов сказывается на потребительском поведении, ориентациях, потребительских привычках и потребительских практиках. Кроме этого, стиль потребления бедных обусловлен не только экономическими факторами (денежными доходами, ценами и т. д.), но и социальными, среди которых основными являются навязываемые социальной средой стандарты потребления. Таким образом, стиль потребления бедных имеет ряд особенностей. С одной стороны, он имеет специфические черты, отличающие этот социальный слой от других, с другой — заимствованные черты, характерные для других социальных слоев, групп населения и общества в целом.

Согласно обследованиям домохозяйств Республики Мордовия, проведенного Мордовиястатом в 2006 г. (опрошено 440 домохозяйств — 240 в городской и 200 в сельской местности) стиль потребления бедных домохозяйств, в отличие от более обеспеченных, однообразен и «смещен» в сторону предметов первой необходимости, обязательных услуг (питание, одежда, обувь, оплата жилья и коммунальных услуг). В этих группах снижено потребление социально-значимых услуг, способствующих развитию самосохранительного поведения, социализации личности, удовлетворению духовно-культурных запросов.

Если обеспеченные семьи тратят свои деньги в основном на покупку непродовольственных товаров, бедные — на продукты домашнего питания (табл. 1) Коэффициент фондов по этой статье расходов (соотношение расходов 10 % самых обеспеченных и 10 % самых малоимущих) составил 3 раза. Разница в доходах не столько оказывает влияние на структуру расходов на продукты питания, сколько способствует дифференциации размеров расходов на их потребление. С повышением дохода расходы на многие продукты значительно повышаются. Стиль потребления бедных домохозяйств отличается меньшим потреблением фруктов и ягод, сахара и кондитерских изделий, мяса и мясопродуктов, рыбопродуктов, а также чая, кофе и других неалкогольных напитков.

Таблицы доступны в PDF версии журнала.

асходы бедных домохозяйств на непродовольственные товары в 7 раз меньше расходов богатых, разница между полярными децильными группами (коэффициент фондов) составляет 19 раз. При этом если потребительские интересы бедных семей в основном сосредоточены на покупке необходимой одежды и обуви, их предметы длительного пользования (мебель, бытовая техника) мало обновляются, то потребительские ориентации высокообеспеченных более разнообразны. Высокими статьями расходов, наряду с расходами на покупку одежды и обуви, являются расходы на покупку мебели, домашнего оборудования и предметов для ухода за домом, а также предметов для отдыха и развлечений.

Среди расходов на оплату платных услуг основные для бедных — расходы на оплату услуг ЖКХ, самые непопулярные — расходы на услуги учреждений культуры, медицины и системы образования. Кроме этого, бедные домохозяйства практически не пользуются платными са-наторно-оздоровительными услугами. Необходимо отметить, что разница в расходах на оплату услуг ЖКХ в денежном выражении между обеспеченными, среднеобеспеченными и бедными не велика. Различие состоит в том, что оплата услуг ЖКХ для бедных является более расходной. Если в общей структуре расходов бедных домохозяйств оплата услуг ЖКХ составляет более 9 %, то в обеспеченных 5—6 %. Это не говорит о том, что бедные платят больше. Напротив, сравнивая денежные выражения расходов, становится понятным, что бедные платят более чем в 2 раза меньше. Просто для них это более существенно по сравнению с их доходами и другими расходами.

Ориентация бедных в потреблении на самые основные нужды подтверждаются данными социологического исследования «Потребительское поведение населения РМ», проведенного в октябре 2007 года.2 В ходе опроса к бедным мы отнесли тех, чьи среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума (3 200 руб.). Опрос показал, что члены бедных домохозяйств в основном (48 %) питаются скромно, дешевле; 38 % бедных питаются хорошо, но деликатесов позволить себе могут не всегда. Основная часть бедных (52 %) покупают продукты питания на рынках, 40 % — в мелких магазинах. Бедные чаще, чем представители других слоев, покупают продукты в оптовых магазинах, где продукты продаются по сниженным ценам.

Большую роль в обеспечении бедных домохозяйств продуктами питания играет подсобное хозяйство. Так, у 38 % бедных семей большинство продуктов питания поступают из подсобного хозяйства, 37 % семей что-то выращивают сами, что-то покупают, только у 9 % бедных подсобное хозяйство отсутствует. С повышением дохода роль подсобного хозяйства в питании семей Мордовии уменьшается. Бедность характеризуется также не вполне достаточной обеспеченностью одеждой и обувью. Так, абсолютно бедные респонденты в основном (47 %) отвечали, что их семья одевается скромно, приобретая вещи подешевле; 34 % из данной группы отметили, что у них из одежды и обуви есть все необходимое, но купить современные вещи они могут не всегда. По мнению 10 % бедных, они одеваются плохо, приходится носить вещи подолгу, ремонтируя их. Самой популярной торговой точкой покупки одежды и обуви, как и продуктов питания, является рынок. Так ответило 78 % бедных. Остальные покупают одежду в магазинах, торгующих по низким ценам (21 %). Необходимо отметить, что 10 % бедных в текущем году одежду вообще не приобретали. Это представители социальной бедности, в первую очередь пенсионеры и инвалиды.

Для домохозяйств респондентов с низкими доходами характерна более низкая обеспеченность домашним имуществом, чем для семей с высокими. В основном в таких семьях вещей много, но не все современное, что-то старое (54 % респондентов с доходами ниже величины прожиточного минимума). В 22 % бедных домохозяйств республики все вещи старые, их давно пора обновить. Лишь 10 % респондентов из этой группы ответили, что у них есть все необходимое. В 9 % бедных домохозяйств вещей длительного пользования и техники мало, а то что есть — давно пора обновить. Естественно, что среди тех, кто находится за чертой бедности, практически не нашлось семей, у которых из домашнего имущества есть все, что хотелось бы.

В 2007 г. основная часть бедных респондентов пользовалась услугами связи и ЖКХ (69 и 53 % соответственно). Интерес вызывает тот факт, что платными услугами ЖКХ пользовались не все опрошенные. Возможно, это связано с тем, что эти люди оплату ЖКХ настолько относят к обязательным расходам, что не причисляют к платным услугам. Можно также предположить, что некоторые жители республики пользуются льготами и субсидиями по оплате услуг ЖКХ. В 2007 г. почти половина (48 %) опрошенных из числа бедных пользовались платными медицинскими услугами, 35 % — услугами банка (кредитами и т. д.) и образовательными услугами.

 

 

Большинство бедных (83 %) каждый день свободное время проводят за просмотром телепередач. На втором месте среди ежедневных занятий у бедных — работа в подсобном хозяйстве (41 %); 39 % каждый день читают книги, газеты и журналы. Другие ежедневные формы проведения досуга у них не популярны.

Образ жизни бедных отличается от других слоев населения тем, что они очень редко посещают развлекательные клубы, рестораны, дискотеки, различные спортивные учреждения (спортклубы, тренажерные залы, бассейн). Никогда не посещают данные учреждения 62 %. Они тратят мало свободного времени на учебу и повышение квалификации: 53 % — никогда не делают этого, 19 % — раз в месяц и реже. Бедные реже, чем другие слои населения, проводят свободное время за компьютером: если среди бедных 16 % каждый день сидят за компьютером, то среди зажиточных и богатых — 58 %.

Потребительская ориентация бедных на самые необходимые нужды определяет и основные статьи их экономии. В основном 61 % бедных экономит на развлечениях, многие (41 %) — на одежде и обуви, 27 % — на питании (табл. 2). Замечено, что чем беднее семья, тем она чаще экономит на продуктах питания, одежде и обуви, а также на лекарствах. С повышением дохода население республики уже реже экономит на этом и начинает экономить на развлечениях. По сравнению с более обеспеченными слоями населения бедные в процентном отношении меньше экономят на образовании, занятиях физкультурой и спортом. Это не означает, что бедные не экономят на этих социальных благах и тратят на них свои деньги. Возможно, что это не входит в число их обычных расходов, а, следовательно, — в статьи экономии.

Уровень покупательных намерений бедных домохозяйств во многом связан с обычными статьями экономии и с тем, на что в первую очередь не хватает денежных средств. Так, если бы их доход увеличился в 2 раза, то бедные стали бы тратить дополнительные деньги на хорошую одежду и обувь (45 %), качественное питание (42 %), лечение (30 %), бытовую технику (20 %) и мебель (19 %).

Таблицы доступны в PDF версии журнала.

Покупательные намерения бедных в прожективной (не ограниченной денежными ресурсами) ситуации ориентированы не на первонеобходимые нужды, а на покупку крупных вещей. Так, если бы у бедных появилась крупная сумма денег, то 27 % из них потратили бы ее на покупку жилья (квартиры, дома), 15 % — машины. Около 10 % жителей, живущих за порогом бедности, намерены истратить крупную сумму на лечение и поддержку здоровья. Но многие респонденты (18 %) из них не способны были выразить свои покупательные намерения.

Важное значение для выявления стиля потребления имеют ориентации при выборе того или иного товара. Выяснилось, что для бедных определяющим фактором выбора одежды и обуви является цена. Так ответил 81 % опрошенных с доходами ниже прожиточного минимума. Для многих бедных важно качество одежды и обуви (69 %), а также их удобство (56 %); 22 % бедных при покупке одежды и обуви в первую очередь обращают внимание на ее функциональность и сочетаемость с другой одеждой. Бедные, в отличие от других слоев общества, при покупке одежды и обуви не стараются, чтобы она соответствовала их положению в обществе, их профессиональному статусу. Для бедных также не важно, насколько одежда модна и современна.

На первом месте для бедных среди критериев выбора товаров длительного пользования и техники — качество товара (66 %). Для них, в отличие от других слоев населения, важно наличие гарантийного срока (37 %), возможность покупки в кредит (30 %) и наличие скидок (28 %), только 25 % бедных выделили важность функциональности и полезности покупаемых товаров.

Характер потребления основной части бедных носит рациональный характер. Такой вывод можно сделать, анализируя степень согласия или несогласия с предложенными в анкете суждениями. Так, 84 % бедных согласились, что покупая те или иные товары, они думают об их функциональности и полезности; 70 % согласились, что они никогда не покупают ненужных вещей. Демонстративность в потреблении бедным не характерна: лишь 14 % покупают вещи для поддержания своего социального статуса, 7 % только потому, что они уже есть у кого-то. Однако 42 % бедных согласились, что если бы у них были деньги, то они покупали бы только престижные вещи. Как видим, демонстративность, престижность в потреблении характерна для бедных лишь в латентной форме, которая при удобном случае (появление денежных средств) легко перейдет в открытую.

Известно, что потребление это не только физическое использование социальных благ, но и процесс производства и интерпретации символов. Потребляя в соответствии с принятыми в тех или иных социальных группах нормами, индивид производит символы своей принадлежности к данному сообществу, определяет свое место в социальной структуре. В процессе потребления с помощью символов, воспринимаемых другими членами общества, индивид создает некий контекст о себе. Не являются исключением и представители бедных слоев населения. Так, одни бедные с помощью потребления стараются показать, что «Я такой же как и вы» или «Я бедный, но приличный человек». Другие всем своим видом стараются сказать, что «Я так беден, помогите мне», «Я не имею многого, что есть у других»3. В ходе исследования мы попытались выяснить, как с этой точки зрения люди себя характеризовали. Охарактеризовали себя «Я такой же как все» 51 %, про себя отметили, что «Я не имею многого, что есть у других» 31 %, сказали, что «Я не такой, как другие, я — индивидуальность» 11 %. Другие предложенные характеристики («Я имею, то что имеют те, на кого я хочу быть похожим» и «Я имею, то, что не имеют другие») не распространены среди бедных.

Таким образом, стиль потребления бедных республики имеет ряд специфических особенностей. В отличие от более обеспеченных он однообразен и в значительной степени «смещен» в сторону предметов первой необходимости, обязательных услуг (питание, одежда, обувь, оплата жилья и коммунальных услуг), т. е. ориентирован на удовлетворение жизненно важных потребностей. В этой группе чрезвычайно снижено потребление социально-значимых услуг, способствующих развитию самосохранительного поведения, социализации личности, удовлетворению духовно-культурных запросов. При покупке товаров бедные ориентируются в первую очередь на цену и качество, а также на наличие скидок и возможностей покупки в кредит. Уровень покупательных намерений бедных невысок и направлен на первоочередные нужды. Потребление бедных отличается рациональностью, демонстративность, престижность в потреблении характерна для бедных лишь в латентной форме.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  При децильном распределении домохозяйств по 10 % группам обследуемого населения к малоимущим слоям населения относятся группы, расположенные во втором и третьем децилях; к среднеобеспеченным — в пятом и шестом; к обеспеченным — в девятом и десятом децилях.

2 Опрошено 400 чел. в 5 городах и 22 районах республики: 248 чел. — в городской местности, 152 чел. — в сельской (погрешность — 5 %).

3 См.: Ильин В. И. Поведение потребителей: Учеб. пособие. Сыктывкар, 1998.

Поступила 28.03.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная