Г. С. Жабина. Вузовская библиотека региона: инновационный путь развития
Г. С. Жабина
Вузовская библиотека региона: инновационный путь развития
Г. С. Жабина, директор научной библиотеки ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА»
В культурном пространстве Пензенского региона достойное место занимают вузовские библиотеки. Как социокультурные институты они в современных условиях меняются, деятельность библиотек получает новый импульс. Сегодня важно позиционировать себя в качестве основных поставщиков библиотечно-информационных услуг во многих сегментах быстроразвивающейся информационной экономики региона, адаптироваться к стремительно меняющемуся, технологически усложняющемуся интеллектуальному и информационному пространству, выбрать путь активного развития нового библиотечного пространства, развития инновационных моделей во многих направлениях деятельности.
Приспосабливаясь к происходящим изменениям, библиотекам Пензенского региона приходится инновациировать свою деятельность по управлению документными ресурсами, обслуживанию пользователей, обучению персонала, выработке технической политики для новых видов информации, по обеспечению удаленного доступа к библиотечным услугам. Библиотечная инновация обусловлена внешними и внутренними факторами и всегда должна вытекать из логики развития библиотеки, потребностей читателей. Для научной библиотеки Пензенской сельскохозяйственной академии в качестве основы сегодня характерны следующие классы инноваций: продуктные (изменение перечня библиотечных услуг в соответствии с ростом потребностей); технико-технологические (совершенствование библиотечной технологии и техническое перевооружение библиотеки), организационно-управленческие (разработка и внедрение прогрессивных структур, новых условий и форм труда); социальные (удовлетворение социально-культурных потребностей); инновации в сфере профессионального сознания.
Продуктные инновации отражают типологическую особенность современной вузовской библиотеки — одновременно она является подсистемой двух систем: образования и библиотечной. Эта биполярность вузовской библиотеки, ставшая ее типологической особенностью, выражается в углублении взаимосвязей библиотеки и вуза, влечет за собой изменение перечня предлагаемых услуг.
До настоящего времени целью библиотечной деятельности считалось воспитание, «перековка» человека, развитие той или иной стороны его жизнедеятельности. Идеология современности, рассматриваемая в деятельностном контексте, определяет целью библиотечной работы содействие духовному воспроизводству личности, т. е. воспроизводство традиций: общекультурных, национальных, региональных, этнокультурных, субкультурных и т. п.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная